Коллекция онлайн

1906, Ташкент — 1973, Москва

Портрет поэтессы Анны Ахматовой

1964

  • Бронза. 55 x 54 x 35
  • СО-809

  • Пост. в 1967 через Министерство Культуры СССР


Большинство изображений Ахматовой последних лет выполнено художниками младшего поколения, относившимися к ней с восторженным почтением. В них на передний план выходит царственная величавость ее облика. «И она всходила на подиум, как на престол. Садилась на свой трон и читала стихи»*, — так скульптор Илья Слоним, лепивший голову Ахматовой в 1964 году, вспоминал ее визиты в свою мастерскую (СО-809). Не случайно в этот период Ахматова вызывает особый интерес именно у скульпторов. Молодым современникам она казалась ожившим монументом минувшей эпохи, не сломленным ударами судьбы и разрушительным воздействием времени. «Судьба ничем не обошла меня. Все, что может человек испытать, все выпало на мою долю», — говорила она о себе**. Нерукотворным памятником, который создала себе Ахматова, были не только ее стихи, но и вся ее жизнь, и сам ее внешний облик. Она творила искусство и олицетворяла его, была не только поэтом, но и музой. В галерее ее портретов и в портретах людей, составлявших ее окружение, отразились и судьбы русского искусства, и история России в ХХ веке. Любовь Шакирова. «Приходи на меня посмотреть...» // Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 27-28.

* Цит. по: В ста зеркалах. Анна Ахматова в портретах современников. М.: ООО «МТН клуб», 2004. С. 162.

** Адамович Георгий. Указ. соч. С. 110.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: