Новости и события

04 января 2017 Чебоксары (Храм)

Что отличает наивное искусство?

 

Занятие в художественной студии в предрождественские дни посвятили наивному искусству. Дизайнер Чувашского национального музея Надежда Ярдыкова познакомила с творчеством наиболее известных художников в стиле “наивного искусства”— А. Руссо, Л. Вивен, К. Бомбуа, И. Генералич, Н. Пиросмани. Яркой представительницей наива в России стала художница-крестьянка Любовь Майкова.

В каждой стране таких художников называют по-разному: любители, воскресные, дилетанты, самоучки, художники Святого Сердца, инситные (лат. insitus — естественный, искренний) и т. д.

Наивное искусство — это самостоятельный стиль, окончательно сложившийся в XX веке. Как и любое искусство, оно не имеет четких разделительных линий, но его выделяют: искренность передаваемых чувств (на наш взгляд, главное свойство); яркий колорит; повествовательность изображения; неподражаемость, стилистическая независимость; применение осторожного, упрощенного подхода с преувеличенным вниманием к второстепенным деталям; буквальное описание воображаемых сцен, предметов и т. д.

В отличие от народного искусства, которое развивается на коллективных, поданных через поколения истоках, или “ученого”, зачастую несущего традиции творческих школ и союзов, оно основано исключительно на индивидуальных началах. Личность художника, его оригинальность и одаренность приобретают определяющее значение. Каждый действительно наивный живописец имеет свое видение и понимание мира, которое уникально отличается от других и является отражением состояния его души. Как правило, это люди с искренним, то есть натуральным (природным), мышлением, не осознающие своего места в искусстве. Они выделяются среди других самодеятельных художников, стремящихся усвоить профессиональное мастерство, и достигают эстетического результата своими собственными средствами. С неожиданной стороны и нестандартно. Поэтому наивное искусство невозможно преподать, а всякая попытка подражать будет подделкой. Также следует отличать наивного художника от бездарного человека, чья рука неоправданно тянется к кисти и краскам.

Наивное искусство — для себя. Художнику не важно отношение зрителей к его работам; они имеют значение только для него самого. Чтобы быть “хорошим”, не надо нравиться другим людям или угождать вкусам потребителей. Он не ставит перед собой никаких “внехудожественных” задач, в том числе — коммерческого успеха.

Дальнейшая судьба произведений ему неинтересна. Нередко, обруганный и осмеянный родными, он продолжает работать, догадываясь, что после его смерти его творения ждет “классическая” участь— помойка. К сожалению, большинство работ утрачивается.

Все принятые правила живописи сломаны в наивном жанре. Художники совершенно не заинтересованы проблемами пространства, композиции, профессионализма, глубинного смысла мироустройства. Письмо для них — нечто похожее на игру в куклы или другие игрушки. С неподдельным воображением они играют красками, формой и цветом, изображая не то, что видят, а то, что знают о предмете или событии. Воспоминания, мечты зачастую являются для них материалом творчества, и, освободившись от трудов, чаще всего в зрелом возрасте, они излагают честно, искренне и свежо. Их картины подобны старой волшебной сказке. Нам нужно только любоваться ими.

Яркой представительницей наива в России стала художница-крестьянка Любовь Майкова (баба Люба). Написала около 400 картин. Ее имя получило известность в 1986–1987 годах и включено в мировые каталоги по наивному искусству. О ней снято несколько документальных фильмов. Работы хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях. http://magazines.russ.ru/neva/2006/1/gr31.html

Художница-крестьянка Любовь Майкова 
родилась в 1899 году в деревне Брюханово Ржевского уезда Тверской губернии. После года учёбы в церковно-приходской школе для крестьянских детей бросила занятия, чтобы помогать родителям в хозяйстве. С 1942 жила в Селище Кимрского района Тверской области. Работала уборщицей, курьером, почтальоном. 
Первые картины написала гуашью в 79 лет (1978), самостоятельно освоила технику масляной живописи (1984). В 1984 году была фактически открыта коллекционером Владимиром Морозом, который привозил ей из Москвы холсты и организовывал впоследствии первые выставки]. Закончила рисовать баба Люба в 1993 году. К 1998 году было проведено более десятка персональных выставок в крупнейших городах России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Её картины представлены в государственных музеях и частных коллекциях, её имя включено в международные каталоги наивного искусства. Выставки
• Персональные выставки в Москве (1986, 1987), Санкт-Петербурге (2004), Твери (1987), Осташкове (1988) и др. городах. области. 
• Всемирный фестиваль наивного искусства (1989, Париж). 
• Международная выставка «Наивные художники мира» (1990, Москва).
• Триеннале наивного искусства (1994, Братислава). 
• «Наивное искусство центра России» (1997, Иваново). 
• «Художники, наивно увидевшие окружающую их жизнь». (2012, Музей Органической Культуры).

Умерла Любовь Михайловна Майкова 23 марта 1998 года в возрасте 99 лет в доме-интернате для престарелых и инвалидов в городе Кимры. Похоронена в селе Селище. Видеофильм «Последний год жизни наивного художника» произвел большое впечатление на зрителей.  https://www.youtube.com/watch?v=7gmJLWUyhr8

В заключение всем желающим предложили попробовать свои силы в наивном искусстве: нарисовать рождественскую открытку с ангелом.  https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwj8g8LcmKnRAhVBCywKHUuzDUQQFggaMAA&url=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%25D0%259C%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2C_%25D0%259B%25D1%258E%25D0%25B1%25D0%25BE%25D0%25B2%25D1%258C_%25D0%259C%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BD%25D0%25B0&usg=AFQjCNHazyupw45WOo_b5GAk-BpZqjvcrg

Фотографии работ Любови Майковой: http://ngribov.blogspot.ru/2010/01/blog-post.html

Виртуальный_филиал_Русского_музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: