Новости и события

07 марта 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Дмитрий Левицкий. «Смолянки»

7 марта, в преддверии замечательного весеннего праздника, в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялось мероприятие, посвященное одному из шедевров русской живописи из коллекции  Государственного Русского музея – знаменитым «Смолянкам» Дмитрия Левицкого.

С 1773 по 1776 год Дмитрий Левицкий по заказу императрицы Екатерины II написал серию портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц, основанного императрицей в 1764 году. Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. 
По окончании курса большинство изображенных девушек (Нелидова, Левшина, Борщова, Алымова и Молчанова) были назначены императрицей фрейлинами ко двору супруги наследника престола Павла Петровича, вел. кн. Наталии Алексеевны.


Эти портреты по праву считаются одной из вершин не только русской, но и европейской портретной живописи XVIII века. Они отличаются высоким мастерством исполнения, глубиной и тонкостью психологической характеристики. Смолянки («смольнянки»), представленные в рост – в одиночку, реже попарно – музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. Успеху «представления» способствует изысканная гармония оливковых, розовых, палевых, серебристых и черных тонов. Портретам присуща эффектная зрелищность, так как воспитанницы представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис. Использование в качестве фона занавесей и театральных декораций – прием, который позволяет автору показать, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. Но при этом изображениям свойственны жизненность и поэтичность – постоянные приметы стиля художника.
Модели Левицкого — совсем юные создания, почти дети, с несложным внутренним миром. При этом изображённым девушкам свойственны черты искренности и непосредственности. Манерность этих подростков производит впечатление наигранной и напускной, и за ней ощущается подлинное увлечение их театральными ролями, а также неподдельное детское веселье. Кроме того, Левицкий не придает чертам девочек благообразия, наоборот, подчеркивая их формирующиеся, подчас непривлекательные черты, а также их детскую угловатость.

Прославленная серия портретов «Смолянки» из коллекции Государственного Русского музея входит в число шедевров русской живописи XVIII века. Александр Бенуа писал об этих портретах:
«Вот это истинный восемнадцатый век во всем его жеманстве и кокетливой простоте и положительно этот портрет производит сильное неизгладимое впечатление как прогулка по Трианону или Павловску»

Готовые портреты были помещены в резиденции императрицы – Петергофе: их местопребыванием стала Куропаточная гостиная (или будуар), открывавшая анфиладу женских комнат (в настоящий момент там экспонируются копии). Цикл поступил в Русский музей из Петергофского дворца после Февральской революции 1917 года..

В 2008 году картины были отправлены на капитальную реставрацию в мастерскую реставрации масляной живописи Русского музея. После завершения работ в сентябре 2010 года картины вновь выставлены на постоянной экспозиции Михайловского дворца Русского музея. .

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: