Не так давно в Русском музее окончилась выставка к юбилею Верещагина. А мы хотели в свою очередь поделиться историей о картине "Мыс Фиолент близ Севастополя" из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
Верещагин «…всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце…», вспоминал сын художника. Будучи прекрасным пейзажистом, он, побывав на войне, стал реже обращаться к изображению природы, что делал в основном во время немногочисленных поездок на юг. «Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя, как это делает школьник, когда его тянет на волю, к природе» - писал он. Именно таким временем «отдохновения и вдохновения» стало для художника полуторамесячное пребывание в Крыму, где и было создано полотно «Мыс Фиолент близ Севастополя». Летом 1897 года «утомленный многочисленными хлопотами по выставкам и работой в мастерской» Верещагин с семьей снял дачу неподалеку от Севастополя в окрестностях Георгиевского монастыря. Ежедневно вставая и начиная работать в шесть часов утра, мастер с увлечением изображал красочную, звонкую природу побережья. С террасы дачи он писал этюды, три из которых отличались «особенной завершенностью и проработанностью». Среди – них вид, написанный «с позиции несколько выше по склону от дачи в направлении на запад», где «скалистый берег тянулся легкой дугой и заканчивался выступающим далеко в море мысом Фиолент».
«Мыс Фиолент близ Севастополя», долгое время значившийся в собрании музея просто как пейзаж, поражает сочностью красок, прозрачностью и яркостью солнечного освещения, отточенной достоверностью и проработанностью изображения. Художник точно фиксирует окружающее пространство: раскаленные под жгучим солнцем скалы, взбегающие по склону деревья, сияющее небо и ласковую лазурь моря, с легкой морщинкой набегающей волны и почти призрачным дымком парохода. Шероховатой осязаемости красно-коричневых скал, написанных точно положенным мазком, противопоставлена гладь морской поверхности. Пульсирующее пространство и звенящий от сочных красок воздух подчеркивают, что Верещагин уделял внимание передаче световоздушной среды. За достоверностью не теряется главное: в величественном образе Верещагин, тонко чувствовавший неповторимость природного мотива, передал момент сопричастности с вечностью, создав эпическое по звучанию полотно.
Ксения Баданина, филолог
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #виртуальный_тур
- #онлайн_выставка
- #мультимедийная_выставка
- #планшетная_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб