Новости и события

20 июня 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция «Строгановский дворец»

20 июня читатели и посетители  ЦРБ им. В.Г. Белинского познакомились с одним из шедевров архитектуры ХVIII века, который и по сей день является подлинным украшением Санкт-Петербурга. Темой очередной лекции в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» стал Стро́гановский дворе́ц — дворец  Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754 годах.  На протяжении почти двух веков он был жизненным центром, так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству. Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени.

Основу миллионного состояния фамилии заложил в XV веке предприимчивый и умный Аника Федорович Строганов. Он занимался соляным и пушным промыслами, торговлей. В 1558 году семья получила грамоту от Иоанна IV на владение огромными земельными уделами на Урале. Строгановы продвигались вглубь Сибири, отвоевывая все новые земли. Ими же был снаряжен поход Ермака. В своей деятельности Строгановы всегда хранили верность короне, за что удостоились звания "именитых людей". Им было дозволено вооружаться и иметь дружину, судить их имел право только царь. В XVIII веке ко всем промыслам добавилась металлургия. В 1722 году Строгановы стали баронами, в 1761 им был пожалован графский титул. Ведя жизнь аристократов и будучи приближенными ко двору, семейство обосновалось в Петербурге.

Строгановский дворец - это яркий пример архитектуры в стиле барокко. Фасад украшен множеством декоративных элементов и нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.

Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, украшенная скульптурами женских фигур – кариатидами. Завершает композицию герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.

Соболи, как и медвежья голова, - это символы Сибири, означающие, что предки Строгановых способствовали покорению этого региона русскими. 

В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем, придающие фасадам неповторимый вид. Считается, что это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким образом свой собственный автограф на фасаде построенного им здания.

На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.

В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. 

Завсегдатаи петербургских салонов не сомневались, что бывший крепостной Андрей Воронихин – внебрачный сын Строганова, о чем свидетельствовали такие факты: воспитывался он во дворце, пользуясь покровительством графа, получал архитектурные заказы и продвигался по службе.

Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена. Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.

Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.

К настоящему времени единственным сохранившимся интерьером, выполненным Растрелли, является интерьер Большого зала дворца. Все остальные помещения были перестроены в более поздний период. К жемчужинам парадных интерьеров можно также отнести Минералогический кабинет и потрясающую Арабесковую гостиную. Поражает уникальный деревянный паркет из лимона, сандала, самшита, ясеня и дуба. В Большом зале, чудом сохранившемся в первозданном виде, свод украшен живописью итальянского художника Джузеппо Валериани. Так называемый плафон "Триумф Энея" выполнен на 13 холстах и, как пазлы, собран на потолке.

Строгановский дворец в Петербурге прославился блестящими балами, богатыми приемами. Здесь открылась первая публичная библиотека, доступная для всех желающих. Дворец обслуживало 600 душ прислуги. Граф А. С. Строганов собрал уникальную коллекцию живописи, поддерживал талантливых скульпторов, художников и писателей. Благодаря его передовому мышлению в Академию Художеств могли поступать не только дети дворян, но и одаренные простолюдины. Он спонсировал перевод Гнедичем на русский язык гомеровской "Илиады".

Дворец Строгановых был известен и тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»).

Все оборвалось в 1917 году, когда Строгановым пришлось бежать из России. Дворец был национализирован большевиками, часть коллекций передали музеям страны, некоторые экспонаты были проданы за границу. В 1988 году дворец Строгановых стал филиалом Государственного Русского музея.

Кроме внешней и внутренней красоты дома,  современный музей представляет богатые и уникальные выставки и экспозиции: семейные реликвии Строгановых - изделия прикладного искусства строгановских ремесленников, датируемые XV веком, иконопись строгановской школы, лицевое шитье представительниц рода (пелена "Богоматерь Казанская", старинная плащаница, "Святой царевич Дмитрий"); вещи личного обихода (особо ценные - именные; есть детские вещи, оружие, даже складная металлическая кровать барона); исключительную коллекцию минералов, собранную одним из Строгановых, и сундук со шлифованными мраморными и гранитными плитками. Они представлены в Минералогическом  кабинете, там же находится уникальная библиотека графов.

Часть помещений первого этажа здания занимают Музей шоколада и Музей восковых фигур Петербурга. Кроме того, здесь расположены залы, в которых проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея и из собраний других крупных художественных коллекций.

Строгановский дворец - это единственное здание на Невском проспекте, сохранившееся в почти неизменном виде.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: