Новости и события

17 июня 2017 Чебоксары (Храм)

«Троица» для незрячих

В Виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары проведена встреча, посвященная православному празднику «Троица». Гостями храма стали представители Чебоксарского отделения Всероссийского общества слепых, для ознакомления которых был предложен новый тактильный экспонат — керамическое панно-макет иконы Андрея Рублева «Троица».

Праздник Святой Троицы называют днем рождения Церкви. Это один из главных двунадесятых праздников, который отмечается в воскресенье через семь недель после Пасхи и который установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов.

Церковный библиотекарь Андрей Демкин прочел для присутствующих отрывок из книги Деяний апостольских, повествующий об этом историческом событии. (Деян. 2:2-18) Слушая вдохновенную проповедь апостолов, многие уверовали во Христа, и около трех тысяч человек в тот же день крестились. Праздник в честь Святой Троицы установлен апостолами. Они сами ежегодно праздновали день сошествия Святого Духа и заповедали его всем христианам . Историки говорят, что хотя праздник и был распространен повсеместно, официальное установление его произошло в конце IV века, когда на втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году было сформулировано учение о Троице. Вселенский собор утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии всех Лиц Троицы — Отца, Сына и Святого Духа.

О иконографии Троицы рассказала гид-экскурсовод Виртуального филиала Русского музея Ольга Семенова.

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера.

Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом — гора, за левым — палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше — голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева — это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Подобные сложные вопросы, затрагивающие богословие, иконографию, историю Церкви, попытались отразить в беседе с незрячими сотрудники Виртуального Русского музея.

Всех присутствующих вдохновила возможность тактильного осязания гениального творения Андрея Рублева, объемно переданного в керамическом панно. Фигуры кротко склонившихся ангелов, составивших Предвечный Совет о спасении человечества, обращенных к зрителю с позиции обратной перспективы, открыто принимают в диалог человека, стоящего у иконы.  

Затем совместно с экскурсоводом Церковно-исторического музея Татьяной Павловой была проведена экскурсия «Христианское просвещение чувашского края», закончившаяся звоном музейных колоколов.

По благословению настоятеля храма архимандрит Гурия (Данилова), встречи для слабовидящих и слепых в Церковно-историческом музее храма будут проводиться еженедельно по субботам. Мероприятия проводятся при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017».

 





 

                                                                                                

Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары

Чебоксарское отделение Всероссийского общества слепых

Международный грантовый конкурс «Православная инициатива 2016-2017»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: