Новости и события

isLection= isVideo=
28 октября 2021 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

Первая экскурсия для студентов СПбУТУиЭ, активных участников «Школы Ренессанса»

В рамках работы виртуального филиала Русского музея 28 октября зав. научно-методическим сектором Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения Ольга Махо. провела экскурсию в Государственном Эрмитаже для студентов СПбУТУиЭ.

В ходе экскурсии мы познакомились с основным комплексом Государственного Эрмитажа, включающем пять музейных зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный  театр. Зимний дворец,  бывшая резиденция русских царей, был построен в 1754-1762 г.г. по проекту Ф.Б. Растрелли. По заказу Екатерины II рядом с парадной резиденцией возводятся здания Малого Эрмитажа (Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, 1764 – 75 г.г.), Большого Эрмитажа  (Ю.М. Фельтен, 1771-87 г.г.) и Эрмитажного театра (Дж. Кваренги 1783-87 г.г.). Созданный в 1842 – 51 г.г. для Императорского музея Новый Эрмитаж (Л. Кленце) завершил формирование замечательного архитектурного ансамбля.

Знакомство с Зимним дворцом мы начали с Посольской лестницы, украшенной золоченой лепкой, скульптурой, изображающей античных богов и героев, символизирующих мудрость, верность  и справедливость. С одной стороны лестницы находятся окна, с другой – зеркала, отражающие эти окна и увеличивающие пространство, на потолке - плафон на тему «Олимп». Обилие золота, живописный холст на потолке, зеркала, доминирование криволинейных очертаний  -  всё это элементы стиля «русское барокко».

Мы прошли по парадным залам Зимнего Дворца: Фельдмаршальскому, Петровскому, Гербовому и Большому тронному.  В ходе экскурсии мы узнали о технике позолоты и о работе с полудрагоценными камнями, из которых выполнены вазы, украшающие парадные залы.

Затем перешли в Малый Эрмитаж, и оказались в Павильонном зале, в котором полюбовались  фонтаном слез; узнали об особенностях техники римской мозаики на примере  уменьшенной копии пола из терм древнеримского города Окрикулума, выполненной русскими мастерами; полюбовались висячим садом, а также уникальными часами «Павлин», изготовленными  английским мастером Дж.Коксом.

Перейдя в Старый Эрмитаж, мы оказались в залах искусства Италии эпохи Возрождения,  где увидели одно из самых ранних произведений на экспозиции – «Крест с изображением распятия» пизанского мастера Уголино ди Тедиче второй половины XIII века. Особый интерес вызвала миниатюрная по размеру правая створка диптиха c образом Мадонны из сцены «Благовещение» - работа одного из величайших мастеров раннего Возрождения Симоне Мартини. Именно этот зал Старого Эрмитажа стал местом допроса некоторых участников восстания 14 декабря 1825  года, как в своих «Записках» свидетельствует декабрист И.Д. Якушкин.

Государственный Эрмитаж - один из немногих музеев, обладающих подлинными работами величайшего художника, ученого и мыслителя эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. В зале Леонардо да Винчи находятся два живописных произведения Леонардо: «Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».

Затем мы полюбовались Эрмитажным театром, попасть в который можно по переходу, находящимся в арке, переброшенной через Зимнюю канавку. Здание, являющееся прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века, отличается гармонией и сбалансированностью архитектурных форм. Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра.  С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и сопутствовали многим празднествам. В наши дни в театре дают спектакли, а в его фойе устраивают выставки.

В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу вдоль Зимней канавки корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи Папского дворца в Ватикане. Позже Лоджии Рафаэля были присоединены к сооруженному зданию Нового Эрмитажа.

Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, который своими работами во многом сформировал облик музейной архитектуры. Осуществление проекта Кленце было поручено архитекторам В. П. Стасову и Н. Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.

В Новом Эрмитаже мы остановились в Зале итальянской майолики, в котором экспонируются два ранних произведения Рафаэля Санти: "Мадонна Конестабиле" и "Святое Семейство",  и перешли в залы так называемых Малого и Большого итальянских Просветов.

В Малом итальянском Просвете посмотрели картину «Юноша с лютней» (1595 – 1596 гг.), раннее произведение Караваджо. Художник изобразил простого юношу из народа, с не очень красивым, но своеобразным, выразительным лицом в скромной одежде за будничным занятием. Перебирая струи лютни, он тихо напевает и одновременно прислушивается к мелодии. Взор обращен на нас.  Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Караваджо увлекает неповторимость окружающего мира; чертами индивидуальности наделено не только лицо юноши, но и предметы натюрморта: поврежденная груша, лютня с трещиной, затрепанные ноты. В них записана модная в те времена мелодия мадригала Жака Аркаделя (Якоба Аркадельта) «Вы знаете, что я вас люблю». Символика любви скрыта и в других предметах. До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что означает: «Его любовь закончилась неудачно».

В Большом итальянском Просвете мы полюбовались картиной «Прием французского посла в Венеции», 1725 г. Венецианская школа живописи в XVIII веке пережила свой последний, но яркий расцвет, и дала миру нескольких виртуозных живописцев. Одним из них был Антонио Канале, прозванный Каналетто. Он был блестящим мастер ведуты, то есть городского пейзажа. На большом полотне «Прием французского посла в Венеции» запечатлено реальное событие — прибытие французского посла графа Ланже де Жоржи, которого на набережной у Дворца дожей встречают официальные лица республики в сопровождении гвардейцев. С документальной точностью художник изобразил все детали красочного действа, начиная с роскошных, украшенных золоченой резьбой лодок-бессонов, на которых прибыли посол и его свита. Такого рода спектакли были неотъемлемой частью жизни Царицы Адриатики и никогда не знали недостатка в зрителях. На картине их также множество: они расположились на галерее дворца, на мосту, в гондолах. Среди них и знатные венецианцы, частью костюма которых нередко была маска, и восточные купцы, и монахи, и простолюдины. Над пёстрой толпой царит Венеция, которая является не декорацией, но главным героем произведения. Очарованный родным городом, Каналетто посвятил ему всё своё творчество, и, кажется, не было ни одного уголка Венеции, который бы он не запечатлел своей кистью.

В испанском Просвете мы узнали, что в Эрмитаже одно из лучших в мире собраний испанской живописи, включающее произведения Эль Греко, Веласкеса и  Мурильо.

Затем на экспозиции голландского искусства полюбовались работами величайшего живописца XVII века Рембрандта Харменса ван Рейна. Шедевр «Даная»  написан на сюжет античного греческого мифа об аргосской царевне: отец Данаи, которому предсказали гибель от руки будущего внука, обрёк дочь на одиночество, заточив её в башню. Но Зевс, привлечённый красотой девушки, проник к ней в виде золотого дождя. Необычное для голландской школы крупное полотно с изображением нагой фигуры Рембрандт написал в 1636 году. Долгое время оно находилось в его доме. Как показали исследования, в начале 1640-х годов мастер значительно изменил центральную часть картины. К сожалению, сейчас лишь в какой-то мере можно судить об изумительной тонкости её исполнения: серьёзные повреждения, нанесенные «Данае» вандалом в 1985 году, безвозвратно уничтожили поверхностные слои живописи в центре полотна. Однако кропотливая двенадцатилетняя работа реставраторов позволила вернуть картину в музейную экспозицию.

В конце жизни Рембрандт создает одну из лучших своих работ - «Возвращение блудного сына» (около 1668 г.). Сюжет этот привлекал его еще в молодости. На одном из своих автопортретов Рембрандт изобразил себя — кутилу и баловня судьбы в расцвете славы и сил, с бокалом в руке и любимой женщиной на коленях. Обращение к сюжету возвращения блудного сына — это своеобразный финал истории. Картина написана мастером за несколько месяцев до смерти. В бледном, исхудавшем, усталом человеке, вернувшемся к отцу, которого он бросил в юности, трудно узнать бесшабашного искателя удовольствий, игрока и мота, выпросившего у отца своё наследство и спустившего его до последней монеты. Куда девались его самоуверенность и богатые одежды? Всё бренное спало с него, как пустая шелуха, прозрение пришло ценой потерь и страданий. Войдя в родной дом, больной и обессиленный, он падает на колени перед отцом, который склоняется к нему, полный любви и милосердия. В дымчатом сумраке пространства лицо старика сияет и на сына нисходит свет его утешения. Красная накидка на плечах старца словно образует шатёр над бедным скитальцем. Рядом молча стоят потрясенные свидетели. В Голландии, протестантской стране, где в храмах не было живописных алтарей и где крупные полотна на религиозные сюжеты создавались не часто, Рембрандт без всякого заказа написал огромную картину, в которой особенности зрелой живописной манеры художника, сами цвет и свет, приобрели одухотворённый характер. Он словно подводит итог своему жизненному и творческому пути, передавая себя на суд высшему милосердию и миру.

Затем мы по Советской лестнице мы спустились вниз, на первый этаж, и оказались в Двадцатиколонном зале, созданном архитектором Нового Эрмитажа Лео фон Кленце. И убранство, и архитектура зала воссоздают для зрителя художественный образ грандиозного античного храма. В двенадцати шкафах вдоль окон зала. разместились две группы расписной этрусской и апулийской керамики. Шедевром эрмитажного собрания считается так называемая «Царица ваз», найденная в городе Кумы в Южной Италии и получившая свое название за исключительную красоту пропорций и необычный декор в виде тонких каннелюр на поверхности сосуда, а также двух рельефных расписных фризов на плечиках и тулове. В древности ваза использовалась, по-видимому, в ритуальных целях. На плечиках вазы изображаются сцены мифа о богине плодородия Деметре, научившей героя Триптолема земледелию. Сцены мифа о Деметре разыгрывались в религиозно-театральных представлениях (мистериях) в святилище Элевсина. Возможно, в многофигурном фризе, украшающем «Царицу ваз», изображаются сцены Элевсинских таинств, представляющих Деметру, ее дочь Кору, Триптолема, Афродиту, основателя культа Евбулея. Их фигуры, оттиснутые в форме и затем покрытые позолотой и расписанные, повторяют знаменитые скульптуры, созданные древнегреческими мастерами.

Направляясь в Сивков переход, увидели мы и самую большую вазу из цельного куска яшмы, обработанного на Колыванской шлифовальной фабрике – отсюда она и получила свое название – Колыванская. Вес вазы - 20 тонн.

Через Сивков переход мы перешли из здания Нового Эрмитажа в Зимний дворец, где в зале Древнего Египта закончили нашу экскурсию.

Использованы материалы сайта Государственного Эрмитажа.


метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: