Новости и события

14 мая 2022 Ростов-на-Дону

Лекция «Великий вдохновитель мечты». Карл Брюллов»

14 мая (суббота) в 15.00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) состоится лекция «Великий вдохновитель мечты». Карл Брюллов» из цикла «Души неистовый порыв…» Живописцы эпохи романтизма.
Лекция посвящена творчеству выдающегося русского художника Карла Павловича Брюллова, который стал первым, прославившим русскую школу живописи в Европе. Его исторические полотна, парадные и камерные портреты, монументальные росписи – великое художественное наследие, к которому, как к источнику вдохновения, обращались многие поколения русских художников, называвших его не иначе как Великий Карл. Обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Маврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), ордена Анны III степени; член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный общник Парижской академии искусств.
Сын живописца-миниатюриста, академика орнаментной скульптуры, Карл Брюллов с первых дней своей жизни находился в атмосфере искренней и глубокой любви к искусству. После окончания Академии художеств, где он учился, в частности, у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова художник отправился в Италию. Знакомство с лучшими образцами живописи, скульптуры и архитектуры потрясло Карла Павловича. Полотна Тициана, Рафаэля, Леонардо, античные статуи полностью перевернули его представление об изобразительном искусстве. Бурлящая вокруг жизнь все сильнее притягивала живописца своим многообразием и яркостью. Именно в это время он создает множество образцов великолепной жанровой и портретной живописи, проникнутые чувственной утонченностью («Итальянский полдень», 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; «Вирсавия», 1832, Государственная Третьяковская галерея). Тогда же окончательно сформировался и его дар рисовальщика. Брюллов выступает так же, как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты («Всадница» или конный портрет Дж. и А. Паччини, 1832, Государственная Третьяковская галерея).
Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году Брюллов побывал на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, после этого он начал работу над картиной «Последний день Помпеи». Это монументальное историческое полотно, находящееся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, по-прежнему потрясает все новые поколения зрителей своей масштабностью, мастерством исполнения и драматичностью сюжета.
На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создал целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья.  И все-таки, полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Примером могут служить: портрет «Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини» (около 1842, Государственный Русский музей); портрет «Графини Орловой-Давыдовой Ольги Ивановны, урожденная Барятинской, с дочерью Наталией Владимировной» (1834, Государственная Третьяковская галерея), где феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит, в первую очередь, как триумф искусства.  В более поздних работах Брюллов достиг глубоко индивидуального подхода, позволившего ему создать широкий ряд уникальных психологических образов, ставших подлинными свидетельствами эпохи.
В 1843 году Брюллов, в числе лучших живописцев академической школы, получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Тяжёлая работа в сыром недостроенном помещении подорвала и без того слабое здоровье живописца. По настоянию врачей художник покидает Россию. Последние годы жизни живописец провел на острове Мадейра, а также в Риме, где скончался и был похоронен на кладбище в Монте Тестаччо.
Искусствоведы относят стиль письма Брюллова к академизму и романтизму, однако талант этого живописца выходит за рамки общепринятых определений. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.
Лектор – искусствовед Езовцова Симона Геннадьевна. 

Часть лекций дополняют материалы из ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: