Новости и события

21 марта 2024

Выставка «Рисунки и акварели передвижников»

В залах выставки «Рисунки и акварели передвижников» можно увидеть графические произведения, созданные как патриархами Товарищества передвижных художественных выставок (1870–1923), так и художниками младшего поколения.

ТПХВ объединило художников, убежденных в том, что искусство способно влиять на духовный мир людей. Показ выставок во многих городах позволял приобщить к искусству больше публики. Это время отмечено необычайным подъемом духа, породившим в литературе Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, в музыке П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского, а в изобразительном искусстве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, В. Е. Маковского. Именно эти художники составили стержень передвижничества.

В портретных рисунках 1870-х годов, исполненных в основном в технике графитного карандаша или соуса, запечатлены черты представителей разночинной интеллигенции и крестьян. Их образы отмечены глубоким психологизмом и стремлением выявить общее, типическое, свойственное поколению. Особенно показательны такие работы, как «Интеллигент (Портрет Чагина из Чугуева)» И. Е. Репина, «Портрет молодой женщины» Н. А. Ярошенко, «Крестьянин Игнатий Пирогов» И. Н. Крамского. В портретных работах 1880-х годов, при сохранении психологизма и типизации, заметна тенденция акцентировать саму подачу образа, чтобы отчетливее выразить авторское отношение к модели. В портрете «Художника Н. Н. Дубовского» И. Е. Репина изображенный предстает как бы выхваченным из потока времени.

Жанр пейзажа в графическом творчестве передвижников также заметно эволюционировал, но неизменным оставалось одно: мотивы родной природы вытесняли интерес к красотам Италии, так привлекавших художников предыдущей половины столетия. Пейзажи К. Ф. Гуна, В. М. Максимова 1870-х годов трогательны искренней увлеченностью скромными мотивами, поражают мастерством исполнения. Виртуозные пейзажные рисунки И. И. Шишкина по значимости не уступают его картинам. В 1880-х годах изображение природы приобретает новые черты. Описательный характер уступает место более обобщенной трактовке. Пейзаж, сохраняя реалистические черты, становится поводом для выражения авторского чувства, наполняется лиризмом, поэтичностью. В большей степени это относится к акварелям Левитана.

В графике передвижников большое место занимал бытовой жанр. В красочных акварелях В. Е. Маковского 1870-х годов тонкие наблюдения над человеческими характерами предстают в полных юмора сценках с развёрнутым сюжетом. Особенный расцвет бытовой жанр получает в 1880-е годы. Ему отдали дань В. М. Максимов, Н. П. Загорский, а также И. Е. Репин в знаменитой серии рисунков, посвященных Петербургу.

В 1890-е годы в живописных и графических произведениях передвижников всё отчетливее проявлялось новое направление, в котором обобщенность, этюдность в трактовке произведения превалировала над повествовательностью и законченностью. В состав ТПХВ были приняты лишь немногие из молодых художников, приверженных новому направлению, большинство из них участвовали в выставках Товарищества на правах экспонентов. К ним относятся Е. Д. Поленова, Н. Н. Гриценко. Их акварели контрастируют с пейзажными рисунками и акварелями 1890-х годов А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, А. П. Боголюбова и знаменуют собой завершающий этап истории передвижничества.

Графические работы передвижников дополняют представление о творчестве художников, чьи живописные полотна становились событиями в жизни общества.

Возрастное ограничение: 0+

Выставка организована при поддержке: ПАО «Северсталь»БФ «Доброта Севера»АО «Силовые машины»ООО «Лента»NordgoldСВЕЗА-Лес, туристической компании FUN&SUN и сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-Петер».

Выставка проходит в Михайловском замке до 8 июля 2024 года.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: