Новости и события

01 марта 2024 Санкт-Петербург (СПбУТУиЭ)

«Русский музей: виртуальный филиал»: Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения

В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ 29 февраля проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с выставкой «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения».
На выставке представлено более 120 произведений живописи и графики из трёх городов, сыгравших роль в личном и творческом пути художника, — Петербурга (из собрания Русского музея), Москвы (из Третьяковской галереи и частных коллекций) и Красноярска, родины Сурикова.
Как отметила Нина Шершова, последний раз северная столица видела столь большое собрание картин Сурикова почти 90 лет назад, в 1937 году. Но тогда практически не экспонировались картины с религиозными сюжетами. Сегодня под них отдан отдельный зал. Она познакомила нас с эскизами к четырем фрескам на темы Вселенских соборов, которые создавались для Храма Христа Спасителя в Москве и были утрачены вместе со взорванным храмом. Затем  - с большими полотнами художника – «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезенными из Красноярска – родины художника. Кстати, за работу «Милосердный самаритянин» Суриков был удостоен малой золотой медали Академии художеств. На выставке представлено и практически не известное широкой публике произведение «Исцеление слепорождённого» из коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии. Написанное в 1888 году, оно является выражением печали художника от безвременной потери супруги Елизаветы Шаре.

Впервые на экспозиции так полно представлены исторические шедевры художника. Это «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова». «Меншиков в Берёзове». Главный раритет – знаменитая картина «Степан Разин». Она только что покинула стены мастерской после серьезной научной реставрации, и теперь – тоже впервые – это полотно можно видеть в том виде, в котором его написал художник.

В зале, посвященной сибирской тематике, мы смогли сравнить портреты «Сибирячка» и «Сибирская красавица».  Сурикова обычно интересовали такие женские образы, в которых, как он сам говорит, была «красота особенная: древняя, русская».

Мы увидели единственную работу художника на неисторическую тему - «Взятие снежного городка», а также графику, которую выставляют крайне редко.

Привлекла наше внимание и одна из первых работ, которую Суриков написал еще в 1870 г. во время учебы в Академии художеств  - «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Он проявил творческую и техническую самостоятельность, использовав новый прием для написания тени в этой работе.

Последней картиной, представленной нашим экскурсоводом, стала картина «Посещение царевной женского монастыря», написанная мастером под впечатлением от книг Ивана Забелина. Она рисует не только быт юных царевен, вся жизнь которых частенько проходила в затворничестве, но и передает видение Сурикова женского идеала, про который сам он говорил так: это «красота особенная: древняя русская».

Экспозиция выставки впервые организована не по хронологическому принципу, а тематически и одновременно через наиболее знаковые для живописца произведения. Для масштабных полотен внутри залов музея созданы специальные стены, преобразующие геометрию пространства.

Впервые на выставке создан специальный просветительский зал, где можно пообщаться со специалистами, познакомиться с мультимедийной программой, принять участие в игре по мотивам картины «Взятие снежного городка». Или изучить генеалогическое древо Суриковых-Кончаловских – Михалковых, которое Русский музей получил на время выставки от Никиты Михалкова, правнука Василия Сурикова.

Организаторы выставки отмечают, что главным для них было показать уникального художника, не испытавшего ничьих влияний, никогда не работавшего на заказ и всегда страстно любившего и свою малую родину, и Россию. Как отметила Генеральный директор Русского музея Алла Манилова, «выставка Сурикова даст нашим посетителям не только новые знания о нашей истории, об истории русской живописи. Но и будет рождать в сердце, в душе гордость за нашу страну, за наше искусство, которое подарило России и миру таких гениев, как Суриков».

Использованы материалы сайтов:
https://rg.ru/2023/11/28/reg-szfo/russkij-muzej-otkryvaet-vystavku-surikova-so-stepanom-razinym-i-boiarynej-morozovoj.html
https://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/vasiliy-surikov/#rmPhoto[gallery23448]/2/
https://www.dp.ru/a/2023/12/01/ne-tolko-sobrat-shedevri
https://spbdnevnik.ru/news/2023-12-01/chem-unikalna-vystavka-k-175letiyu-vasiliya-surikova-v-russkom-muzee

 

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: