Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Детский сад №62 "Золотая рыбка"

Санкт-Петербург

Тезаурус (глоссарий) педагога-экспериментатора

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. аdaptо - приспособляю и socialis - общественный) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса.

 

АДАПТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – один из основных принципов государственной политики в сфере образования: приспособление системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

АКМЕОЛОГИЯ - междисциплинарная дисциплина, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - критерий оценки качества научных исследований, характеризующий степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложения¬ми, которые может дать наука и практика в настоящее время. Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, характеризует противоречия, возникающие между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения. Критерий актуальности динамичен, зависит от времени, конкретных условий и специфических обстоятельств. Тема, актуальная сегодня, завтра может потерять остроту; вопрос, важный для работы в сельской школе, в условиях города будет иметь второстепенное значение; проблемы, волнующие начинающего учителя, не всегда существенны для опытного, квалифицированного педагога. Актуальные исследования тесно связаны с уровнем развития народного образования, экономикой страны, ее научным потенциалом, задачами, которые ставятся и решаются в данный исторический момент.

АЛГОРИТМ - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ – 1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле – система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

АНАЛИЗ - 1) разделение объекта на составные части; 2) мысленное или фактическое разделение предмета объекта или явления на части с целью обнаружения ранее неизвестных его свойств и качеств. Начальный этап педагогического исследования, в результате которого осуществляется переход от общего описания объекта, процесса, явления к выявлению его внутреннего состава, частей, элементов. Корректность анализа проверяется в процессе синтеза и проверки свойств вновь созданного объекта или гипотезы с исходным объектом или гипотезой.

АНДРАГОГИКА - область педагогики, в которой рассматриваются теоретические и практические проблемы образования взрослых с учетом их особенностей (сформированных черт личности, имеющегося жизненного опыта, культурных, образовательных и профессиональных запросов, преобладания самообразования и самовоспитания и др.) в системе непрерывного образования.

АННОТАЦИЯ - предельно краткое изложение сути, содержания книги, методического пособия, разработки. Аннотация призвана в содержательном ключе обозначить целевое назначение, указать на адресную направленность данного материала.

АПРОБАЦИЯ - проверка на практике спроектированных педагогических моделей, образовательных программ и технологий.

ВАЛЕОЛОГИЯ - комплексная дисциплина, сложившаяся на стыке естественных и социальных наук, изучающая влияние личных факторов на здоровье человека, основы здорового образа жизни, методы обучения и воспитания, сохраняющие и укрепляющие здоровье, проблемы реабилитации детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов. Внешняя среда - совокупность природных и культурных условий, факторов, в которых развивается индивид, личность, социальная общность.

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - восприятие,   понимание   и оценка человека человеком.

ГИПОТЕЗА - вид умозаключения, осуществляемого педагогом-исследователем посредством предположительного дополнения субъективно недостающей информации. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. После изучения характерных черт явлений, обстоятельств, условий и т. д. можно высказать предположение о сущности данного явления (или классов явлений), начать построение Г. Ход мысли в этом случае облекается в форму своеобразного умозаключения. При построении Г. умозаключение идёт от наличия следствия (того или иного факта или явления) к наличию основания (причины) или от сходства следствий или признаков к сходству оснований. Дальнейший шаг науч. исследования заключается в проверке Г. практикой, т.е. гипотезы проверяются на истинность в самом эксперименте. Обоснованная и подтверждённая опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Г. должна быть достаточно обоснованной, внутренне непротиворечивой; нельзя допускать противоречия между гипотетич. и установленными положениями. 

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – образование, основанное на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

ГУМАННОСТЬ - (от лат. hитапus - человечный) - обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуются в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

ДЕДУКЦИЯ - вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ - используемые педагогом тематически конкретизированные средства обучения. Иногда фиксируется термином «прикладная дидактика». Систематизированный дидактический материал может иметь вид практико-ориентированного методического пособия по отдельным учебным предметам. Очень хорошо, когда дидактический материал дается в дополнение к учебнику. Перспективная сфера приложения творческих методических усилий для реализации инновационных идей в дополнительном образовании.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - обеспечение многообразия школы и права ребенка на выбор образования, на его индивидуализацию и личностную ориентированность, на выбор индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей личности, что требует максимального разнообразия образовательных условий и педагогических подходов, опирается на многообразие учебных программ, учебников, учебных пособий, в том числе и разноуровневых, обеспечивает создание рынка образовательных товаров и услуг.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - выражение связи и взаимозависимости педагогических явлений.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого.

ИГРА - одна из наиболее распространенных форм организации воспитательного процесса. Относительно реализуемой цели воспитания игра выступает как педагогическое средство.

ИДЕЯ - основная, главная мысль, исходное знание, понятие для систематизации знаний, отражение сущности, включающая в себя как знание о педагогическом объекте, так и определение путей его преобразования.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - социально значимые отличия человека от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

ИНДУКЦИЯ - вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА - желание и стремление творчески работающего педагога усовершенствовать свою практическую деятельность с обучающимися.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ - перечень методических материалов, упорядоченный по какому-либо актуальному для данного образовательного учреждения признаку (группе признаков). Облегчает поиск нужной информации. Может иметь вид справочного издания, содержащего такой перечень. При длительной работе по информационной каталогизации методического опыта возможно создание информационного банка данных по системно укомплектованной тематике (библиографический список литературы, методические разработки, пособия, хрестоматии, фонозаписи, видеоматериалы и др.). Перспективная форма ведения информационно-методического каталога - электронная.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ - опыт, обес-печивающий выход за пределы устоявшихся стереотипов образования, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности; опыт, обеспечивающий рост результативности обучения и воспитания.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - целенаправленно осуществляемое нововведение в педагогическую деятельность, предполагающее повышение ее эффективности.

ИНТЕГРАЦИЯ - процесс сближения, связи наук, частей, взаимопроникновения культур.

ИНФОРМАЦИЯ: обзорная - вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; релевантная - информация, заключенная в описании прототипа научной задачи; реферативная - вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; сигнальная - вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; справочная - вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - применение научного метода (в широком смысле) к решению проблем в области образования, обучения и воспитания. Под исследованием понимают процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о законо-мерностях обучения и воспитания, методике преподавания различных учебных дисциплин, организации учебно-воспитательной работы, теории и истории педагогики. Важнейшие характеристики исследования - систематичность и эмпиричность. Систематичность - это строгая и четкая последовательность проведения всех этапов исследования, благодаря которой ученые осуществляют системный подход. Систематичность определяет правильный курс работы, дает разработчику уверенность в ее положительном результате. Эмпиричность подразумевает, что предположения разработчика, касающиеся различных сторон исследования и его результатов, могут быть подвергнуты объективной критической проверке другими лицами, а не только самим исследователем. Научное исследование основывается на точно установленных фактах, которые допускают их эмпирическую проверку, отличается целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех процедур и методов, опирается на известные теории, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковывать и использовать в других научных ра-ботах.

КЛАССИФИКАЦИЯ - распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от наличия общих признаков.

КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ – познавательные психические процессы человека (внимание, восприятие, мышление, память).

КОНТЕКСТ - обладающая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значения входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений или отрывков текста).

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т.д.), в котором в соответствии с целями исследований выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации.

КОНЦЕПЦИЯ - система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕ-РИОД ДО 2010 ГОДА - политический и общенациональный документ, на-правленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, определяющий основные направления развития системы образования в ближайшие десять лет. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации. Цель модернизации образования состо-ит в формировании новых жизненных установок личности, гуманизации общественно-экономических отношений, создании механизма устойчивого развития системы образования. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные послед-ствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, в современных условиях становится мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонацио-нальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

КРАТКОЕ СООБЩЕНИЕ - научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа - оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

КРИТЕРИЙ - признак, на основе которого осуществляется оценка педагогических явлений, их классификация. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике составляет самостоятельную исследовательскую задачу (теоретическую и одновременно практическую).

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собств. развития и как к субъекту воспитат. взаимодействия.  Л. п. - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. Л. п. предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании Л. п. означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нём гуманистич. взаимоотношений, благодаря к-рым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в др. людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и др. его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам.
Л. п. может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в воспитаннике, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. Отношения между педагогом и воспитанником в силу различий возраста, опыта, социальных ролей никогда не могут быть абсолютно равными. Равенство обязательно должно проявляться в выражении педагогом чувства искренности по отношению к воспитаннику. Педагог, раскрываясь навстречу ребёнку и получая в ответ его откровенность, помогает развитию личности и обогащает себя. Особо важное значение Л. п. приобретает в работе с подростками и старшеклассниками. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и саморегуляции, утверждение чувства собств. достоинства, ответственности, терпимости. В более широком аспекте Л. п. способствует объединению людей в их движении к социальному прогрессу.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ  - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение для меня" усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы.

ЛИЧНОСТЬ - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

МАССОВЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ - типичный опыт, который ха-рактеризует среднестатистический уровень подходов к решению учебно-воспитательных задач.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

МЕТОД - способ достижения поставленной цели. Включает в себя ряд отдельных приемов. В педагогике - способ познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов. Другими словами, метод исследования – неотъемлемая часть любого исследования, кратчайший путь, определяющий ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора.

МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - отрасль научного педагогического знания, посвященная выявлению закономерностей обучения тому или иному учебному предмету. Синоним - «частная дидактика».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - комплексная форма материала, включающая рекомендации по организации и проведению отдельных составляющих массового дела, методические советы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ - печатное издание, которое предполагает детальное раскрытие одной или нескольких частных методик, технологий. Рекомендации имеют точную адресную направленность («для кого, для чего»).
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - совокупность, системно-целостное сочетание методических материалов.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ - полный, систематизированный набор, включающий в себя:
• программное обеспечение (программа, плана, учебник, рабочие тетради);
• информирующие методические материалы (информационный лист, плакат, обзор, график, каталог, справочник, проспект, программа, мастер-класс, выставка, семинар);
• описывающие методические материалы (реферат, аннотация, комментарий, описание);
• инструктивно-методические материалы (письмо, памятка, инструкция, методические рекомендации);
• прикладные методические материалы (сценарий, тематическая подборка, картотека, дидактическое пособие, задачник, сборник упражнений, хрестоматия, игровые комплекты и др.).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - содержит обстоятельную характеристику методических проблем данного учебного предмета, конкретизирует цели и задачи, методы и приемы обучения, дает советы по эффективной организации учебного процесса. Методическое пособие помогает адаптировать учебный материал к уровню подготовленности обучаемых.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы применения М. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. Предметным наз. М., в ходе к-рого исследование ведётся на модели, воспроизводящей определённые геом., физ., ди-намич. либо функцион. характеристики объекта-оригинала. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в нек-ром алфавите (естеств. или искусств, языка) и т. п.   Возможность М., т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез, указывающих на рамки допустимых при М. упрощений. По характеру той стороны объекта, которая подвергается М., различают М. его структуры и М. его поведения (функционирования, протекающих в нём процессов и т. п.).   М. всегда применяется вместе с др. общенауч. и спец. методами; особенно тесно оно связано с экспериментом.
М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, к-рое учащиеся должны усвоить, и М. как уч. действие, средство, без к-рого невозможно полноценное обучение. С помощью М. удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т.е. сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения. 

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - совершенствование системы образования, его содержания, форм и методов в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами и требованиями перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

МОНИТОРИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ - длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного информирования участников о возможности наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.

МОТИВ (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради ко-торого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

МОТИВАЦИЯ - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

НАБЛЮДЕНИЕ - эмпирический метод педагогического исследования. Процедура исследования методом наблюдения включает в себя следующие этапы: определяется предмет наблюдения; строится план наблюдения; выбирается метод обработки результатов; проводится обработка и интерпретация полученной информации.

НАВЫК - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

НАПРАВЛЕНИЕ - путь развития; общественное, научное течение, группировка, научная школа; группа работ, объединенных единой целью, общностью мировоззрения, методом исследования. В педагогике существуют различные направления, объединенные по целям, методам исследования. Так, по признаку целостности идеи: антипедагогика, гуманистическая, педагогика, педагогическая антропология, прагматическая, рационалистическая, феноменологическая и др. По методам исследования: сравнительная, экспериментальная и др.

НАУЧЕНИЕ - процесс приобретения знаний, умений и навыков, формирование индивидуального опыта в результате целенаправленного или стихийного обучения.

НАУЧНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - процесс выработки новых педагогических знаний, познавательно-аналитическая деятельность, направленная на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания, развития.

НАУЧНЫЙ ДОКЛАД - научный документ, содержащий изложение результатов научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ - научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершению или за определенный промежуток времени.

НАУЧНЫЙ ФАКТ - событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

ОБОБЩЕНИЕ - умственный переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов L рассматриваемой области; от понятий, имеющих меньший объем, к понятиям, имеющим больший объем. На основе обобщения могут быть выведены новые научные понятия, законы, теории. Аналитические объяснения осу-ществляются без непосредственного обращения к опыту, на основе понимания языковых выражений и применения к ним правил дедукции. Синтетические объяснения (индуктивные объяснения и объяснения теорий опытного характера) предполагают обращение к анализу опытной деятельности. Индуктивные объяснения приводят в общем случае к суждениям опытного характера, для обоснования истинности которых необходима дополнительная проверка.

ОБУЧАЕМОСТЬ - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

ОБУЧЕНИЕ – особая коллективная социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в содержании образования (в соответствии с социальным заказом).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
ОПИСАНИЕ - одна из функций научного исследования, состоящая в фиксирова-нии результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью терминов естественного или формального языка. Может быть эмпирическим (при описании эмпирических объектов) или теоретическим (дескриптивным) при описании абстрактных объектов.

ОПЫТ - совокупность знаний и практических умений, обеспечивающих в своем единстве успешное решение типичных проблем и задач в определенной сфере жизнедеятельности общественного человека. В состав профессионального педагогического опыта входит: теоретический опыт, опыт практический, методический опыт, психологический, исследовательский опыт, опыт самообразования, опыт инновационной деятельности, опыт взаимодействия с учениками, коллегами, родителями и др.

ПАРАДИГМА  (от греч. paradeigma - пример, образец) - система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - степень приобщенности лич-ности к достижениям педагогической науки и практики; характеристика личности как носителя творчески обновляемого педагогического опыта предшествующих поколений. Включает в себя в обязательном порядке исследовательскую культуру (навыки исследовательского труда).

ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования.

ПОДХОД - совокупность приемов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблемы.

ПОИСКОВЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - пробно-поисковый тип исследования, предваряющий основное и являющийся его упрощенной формой. Поисковый эксперимент позволяет определить главное направление в решении разрабатываемой проблемы, дает возможность определить принципы и методы исследования, уточнить гипотезу. В зарубежной психологии вместо термина «поисковый «эксперимент употребляется термин «пилотажное исследование».

ПОКАЗАТЕЛЬ - явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-либо процесса.

ПРАКТИКУМ - учебное занятие по отработки навыков деятельности, а также издание в виде книги или брошюры, содержащей практический или эмпирический материал, способствующий усвоению знаний и выработке проектируемых умений и навыков.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

ПРЕПОДАВАНИЕ - деятельность учителя в процессе обучения, которая включает: постановку перед учащимися познавательной задачи; сообщение новых знаний; организацию наблюдений, лабораторных и практических занятий; руководство работой школьников по усвоению, закреплению и применению знаний; проверку знаний, умений и навыков.

ПРИЕМ - способ действия, реализующий метод для достижения цели в процессе обучения и воспитания.

ПРИНЦИП - основное, исходное положение педагогической теории, концепции, определяющее содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - основания нормативного характера, или об-щие предписания к деятельности, распространяющиеся на все явления данной области образования.

ПРОБЛЕМА - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
-исследовательская - комплекс родственных тем исследования  в  границах  одной  научной  дисциплины  и  в одной области применения;
-комплексная научная - взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных   на   решение важнейших народнохозяйственных задач;
-научная - совокупность тем, охватывающих всю или часть научно-исследовательской работы; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - высшее проявление качества сформировавшейся в исследовательском опыте педагогической теории - предвосхищать (предвидеть) будущие события на основе объективного установления причинно-следственных связей прошлого и настоящего.

ПРОЕКТ - совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета или разного рода теоретического продукта.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по созданию прообраза, прототипа предполагаемого или возможного объекта, состояния, системы.

ПРОЦЕДУРА - установление порядка действий при проведении определенных операций или научной и практической деятельности.

ПРОЦЕСС - последовательное изменение какого-либо предмета, состояния или явления материального мира, в которых выражаются определенные объективные закономерности; последовательность действий для достижения какого-либо результата.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

РАЗРАБОТКА - исследование, которое прямо обслуживает практику, содержит конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности. К ним относят программы, объяснительные записки, учебники, инструктивно-методические рекомендации. Разработка продолжает прикладное исследование, связывает его с практикой, активно влияет на учебно-воспитательный процесс.

РЕКОМЕНДАЦИЯ - педагогическое знание, предполагаемое для использования в педагогической практике.

РЕФЛЕКСИЯ (от лат.reflexio- обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих возможность обучающимся осваивать предметные и ориентационные курсы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.

СИНТЕЗ - мысленное соединение целого из отдельных частей его составляющих; интеллектуальная операция, завершающая аналитическую процедуру «анализ - синтез».

СИСТЕМА - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целое и выполняющих единую функцию. Выделяют материальные (неорганические и живые) и абстрактные системы (понятия, гипотезы, теории).

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - анализ определенных явлений педагогической действительности как объектов, обладающих характеристиками системы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - метод, применяемый к анализу объектов, имеющих множество взаимосвязанных элементов, объединенных общностью функций и цели, единством управления и функционирования. Системный подход применяется к тем явлениям, которые относятся к категории системы. Исследователь должен выявить компоненты и системообразующие связи педагогического процесса или явления, определить основные факторы, влияющие на функционирование этой системы, оценить роль и место данной системы как целостного образования в системе других явлений, выявить отдельные элементы или группы, на которые будет оказано преобразующее влияние, изучить процессы управления, обеспечивающие достижение поставленных целей, создать систему с улучшенным функционированием, внедрить полученные результаты в практику. Многообразие сторон, элементов, отношений, внутренних и внешних факторов функционирования и развития учебно-воспитательного процесса в школе требует его системного изучения.

СИТУАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - основная единица методического анализа системы учебно-воспитательной работы педагога. Любая педагогическая (воспитательная, дидактическая и др.) ситуация в данный конкретный момент (интервал) времени характеризуется расхождением между педагогически желательным состоянием системы и реально имеющимся.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс усвоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ - сравнение определенных явлений по заранее избранному, научно аргументированному основанию.

СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - материальные, социокультурные и психо-логические явления, избираемые конкретным субъектом педагогического действия для решения обучающих, воспитывающих, либо развивающих задач.

СРЕДСТВО - а) способ действия; б) совокупность приспособлений для достижения педагогической цели.

ТЕЗИСЫ (от гр. утверждение) - четко сформулированное положение, истинность которого необходимо аргументировать, обосновать, доказать. В тезисах, по сложившимся классическим канонам этого специфического научно-литературного жанра, должны быть представлены только ключевые, центральные идеи и положения будущего доклада или сообщения.

ТЕНДЕНЦИЯ (от лат. tendentia - направленность) - направление развития какой-либо идеи, педагогической теории или практики.

ТЕОРИЯ - описание, объяснение и предсказание, система основных идей в какой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, целостное представление закономерностей и существенных свойств, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез.

ТЕХНОЛОГИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) - алгоритмизированная последо-вательность педагогических действий, гарантирующих, при соблюдении заранее обозначенных принципов и условий, получение проектируемого образовательно-воспитательного результата.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ - системно упорядоченная совокупность организационно-педагогических форм, средств и методов целенаправленной деятельности, обеспечивающих при наличии диагностически фиксируемых условий поэтапное достижение заданного (проектируемого) воспитательного результата.

УСВОЕНИЕ – процесс приобретения индивидом общественно-исторического опыта, знаний, умений, навыков, способов поведения и действия, результат которого зависит от способностей и мотивации обучающегося, полноты ориентировочной основы, содержания и методов обучения.

ФАКТ - объективное и неопровержимое событие, единица эмпирического знания или явлении, отдельного отношения, существующего в педагогической действительности практике), взятого вне связи с другими.

ФАКТОР - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющего его характер, направление, признаки.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс и результат развития личности под влиянием наследственности, среды и воспитания.

ЦЕЛЬ – осознанный образ, полезный результат, который должен быть достигнут в результате сознательной деятельности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ (от франц. orientation -  установка) - 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum - опыт, проба) в педагогике и психологии, один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Другими словами, эксперимент - активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта
В психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющими это поведение факторами (переменными). Правильно поставленный Э. позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях. В отличие от наблюдения, когда исследователь пассивно ждёт проявления интересующих его процессов, в Э. он создаёт необходимые для их возникновения условия.
Существ, черта Э. - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора. Поскольку в педагогике и психологии абсолютная изоляция фактора невозможна, выделение его осуществляется обычно подбором и сравнительным изучением двух ситуаций, двух групп испытуемых и т. д., в одной из которых данный фактор налицо, а в другой отсутствует, или в одной он действует в заведомо слабой степени, а в другой - в заведомо сильной.
Процедура Э. состоит в направленном создании или подборе таких условий, к-рые обеспечивают надёжное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его действием.
Чаще всего в психол.-пед. Э. имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, даёт возможность находить наиб, рациональные приёмы в уч.-воспитат. работе с учащимися. Напр., меняя условия заучивания того или иного уч. материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиб, быстрым, прочным и точным. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психич. процессов у каждого из них.
Э. различаются по форме проведения, кол-ву переменных, целям и характеру организации исследования.
По форме проведения выделяют 2 осн. вида Э. - лабораторный и естественный.
Лабораторный Э. проводится в специально организованных искусств, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Для этого устраняются побочные влияния всех одновременно происходящих процессов. Лабораторный Э. позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психич. процессов, напр, быстроту реакции человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надёжные показатели при строго определённых условиях. Более ограниченное применение имеет лабораторный Э. при исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь сложен и многогранен объект исследования, с другой - известная искусственность лабораторной ситуации представляет большие трудности. Исследуя проявления личности в искусственно созданных особых условиях, в частной, ограниченной ситуации, мы далеко не всегда имеем основания заключить, что аналогичные проявления будут характерны для этой же личности в естественных жизненных обстоятельствах. Искусственность экспе-рим. обстановки является существ, недостатком данного метода. Она может повлечь нарушение естеств. хода исследуемых процессов. Напр., запоминая важный и интересный уч. материал, ученик достигает иных результатов, чем когда ему предлагается в необычных условиях запомнить эксперим. материал, непосредственно не представляющий для ребёнка интереса. Поэтому лабораторный Э. должен быть тщательно организован и по возможности сочетаться с другими, более естеств. методиками. Данные лабораторного Э. представляют в основном теоретич. ценность; выводы, сделанные на их основании, могут быть распространены на реальную жизненную практику с известными ограничениями.
Указанные недостатки лабораторного Э. в нек-рой мере устраняются при организации естественного Э. Естеств. Э. проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, напр. уч. занятий или игры. Зачастую созданная экспериментатором ситуация может остаться вне сознания испытуемых; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность их поведения. В др. случаях (напр., при изменении методики преподавания, шк. оборудования, режима дня и т. п.) эксперим. ситуация создаётся открыто, т. о., что сами испытуемые делаются участниками её создания. Такое исследование требует особенно тщательного планирования и подготовки. Его имеет смысл использовать, когда данные надо получить в предельно короткие сроки и без помех для осн. деятельности испытуемых. Существ, недостаток естеств. Э. - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние к-рых не установлено и не может быть количественно измерено.
По числу изучаемых переменных различают одномерный и многомерный Э. Одномерный Э. предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном Э. В естественном Э. утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный Э. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость к-рых заранее неизвестна. Анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, её динамики под влиянием обучения и воспитания являются осн. целью многомерного Э.
По целям различают констатирующий и формирующий Э. Цель констатирующего Э. -измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Т. о., получается первичный материал для организации формирующего Э.
Формирующий (преобразующий, обучающий) Э. ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированных в той или иной деятельности, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создаётся специальная эксперим. ситуация, к-рая позволяет не только выявить условия, необходимые для организации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности, сложных психич. функций и глубже раскрыть их структуру. Формирующий Э. широко используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психол. исследований с пед. поиском и проектированием наиб, эффективных форм уч.-воспитат. процесса. Теоретич. основой формирующего Э. является концепция о ведущей роли обучения и воспитания в психич. развитии.
Результаты эксперим. исследования часто представляют собой не выявленную закономерность, устойчивую зависимость, а ряд более или менее полно зафиксированных эмпирич. фактов. Таковы, напр., полученные в результате Э. описания игровой деятельности детей, эксперим. данные о влиянии на к.-л. деятельность такого фактора, как присутствие др. людей, и связанный с этим мотив соревнования. Эти данные, носящие часто описательный характер, не дают ещё психол. механизма явлений и представляют лишь более определённый материал, сужающий дальнейшую сферу поиска. Поэтому результаты Э. в педагогике и психологии нередко следует рассматривать как промежуточный материал и исходную основу для дальнейшей исследовательской работы.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. -М.:Высш.шк., 2004. -512 с.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: