Пресса о нас

01.04.2016 | "Вся Тверь". Муниципально-политическая газета. Тверь (музей)

«Судьбы коллекции» в виртуальном формате

В 2016 году Тверская областная картинная галерея отмечает значительную дату – 150-летие собрания. В честь этого события на сайте галереи стартовал мультимедийно-выставочный проект «Судьбы коллекции». Первая виртуальная выставка, посвященная юбилею, называется «У истоков коллекции» и рассказывает о первых экспонатах Тверского музея.

В 1866 году в Твери был основан «Тверской музеум» – один из первых провинциальных публичных музеев в России. Инициатором его создания был тверской губернатор, князь Багратион. Музей был задуман как историко-археологический и промышленный, но уже в его первой экспозиции были произведения искусства: портреты адмирала Корнилова, гравера Николая Ивановича Уткина, изобретателя астрономических часов Волоскова, купца Савина. Именно эти четыре работы, включенные тогда в раздел «достопамятностей», стали основой будущей обширной художественной коллекции. Дальнейшее пополнение музея художественными памятниками в дореволюционные годы было довольно случайным и хаотичным, среди них преобладали предметы декоративно-прикладного и церковного искусства.

Августу Казимировичу Жизневскому, заведующему музеем, удалось пробудить в губернии огромный интерес к новому начинанию. При нем коллекция существенно пополнилась, поскольку жертвователи дарили музею найденные, купленные или унаследованные вещи и документы. Настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря Антоний подарил музею икону знаменитого мастера XVII века Симона Ушакова и его ученика Григория Зиновьева «Моисей Угрин, князь Владимир и Аркадий Новоторжский», известный московский собиратель П.И. Щукин принес в дар музею икону XVII в. «Михаил и Арсений Тверские с Тверским Кремлем и Преображением». Оба предмета сегодня являются гордостью Картинной галереи. До революции собрание музея пополнили такие уникальные произведения искусства, как «Доска для знаменщика» начала XIX в. – своеобразный учебник для иконописца, и незаконченная икона с изображением избранных святых второй половины XIX в., позволяющая рассмотреть процесс создания произведения. Первыми скульптурами в коллекции стали два деревянных раскрашенных рельефа конца XVIII – начала XIX вв., изображающих крестьянскую свадьбу.

Среди наиболее интересных экспонатов, поступивших в музей в дореволюционный период, следует назвать также «Цеховые знаки» – уникальные образцы жанровой живописи XVIII в.; аллегорическую картину XVIII в. «Пеликан, кормящий птенцов» работы неизвестного мастера; живописное полотно «Хор Архангельского епископа Арсения Верещагина» 1774 года – один из первых групповых портретов в русской живописи; трогательный двусторонний женский портрет, исполненный на стекле неизвестным автором второй половины XVIII в., – образец любительского искусства, процветавшего в русских усадьбах.

В 1896 году музей переехал в западное крыло Тверского императорского дворца, отдельные предметы убранства которого (например, столик великой княгини Екатерины Павловны) также стали гордостью коллекции.

На протяжении многих лет сотрудники Тверской картинной галереи исследуют и реставрируют предметы, составляющие первые коллекции музея, большинство из них скоро украсят экспозицию возрожденного Тверского императорского дворца. В рамках виртуальной выставки мы знакомим посетителей сайта галереи с частью этих экспонатов.

Старший научный

сотрудник Тверской

картинной галереи

Н.С. Лебедева.


http://www.газета-вся-тверь.рф/?p=16037
метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: