Пресса о нас

18.09.2018 | Газета "Заполярная правда" Норильск

Пленэр по–норильски

 

 

На прошлой неделе завершился десятидневный пленэр «Норильский альбом: осеннее со–творение», посвященный 65–летию нашего города.

Виктор Рогачев, Татьяна Мозговая, Наталья Коростелева, Юрий Афонов, Елена Ильянкова и Сергей Форостовский
Главными участниками уроков рисования на гостеприимной турбазе «Робинзон», а также в столице Таймыра и ее окрестностях стали учащиеся и преподаватели норильской детской художественной школы. А их наставниками были члены Союза художников России, замечательные мастера из Красноярска Елена Ильянкова, Виктор Рогачев, Сергей Форостовский и известный норильский художник Юрий Афонов, которому и принадлежит идея этой творческой лаборатории. Учредителем проекта стало управление по делам культуры и искусства при поддержке компании «Норильский никель». Работу и дети, и взрослые осилили немалую, вместе создав десятки этюдов в различных техниках. В небольшом выставочном зале НДХШ удалось разместить лишь часть самых интересных.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Пленэр появился в начале XIX века в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Но настоящими первооткрывателями широких возможностей пленэра стали французские импрессионисты.
14 сентября норильчане оценили эти осенние творения. Гости и участники вернисажа едва уместились в скромный зальчик, в котором витала атмосфера творчества и дружелюбия.Наталья Коростелева, заместитель главы города Норильска по социальной политике, поблагодарила всех причастных к большому творческому делу:— Замечательно, что в нашем городе удалось осуществить такой удивительный проект. Особо благодарю учащихся художественной школы, а в основном это девочки, которые, несмотря на холодную осеннюю погоду, отработали на всех пленэрах от начала и до конца с огромным удовольствием. Слова благодарности и замечательным художникам — за ту огромную работу, которую они проделали. Этот пленэр — особый подарок нашему Норильску в его юбилейный год.Самой плодовитой из художников, судя по двум десяткам отличных этюдов, стала неутомимая Елена Ильянкова, которая много ездит по свету, выставляется в разных странах мира, а за последние годы, считай, прописалась в Дудинке. Она очень дружна с Таймырским домом народного творчества, недавно побывала на Диксоне и следом усиленно стала осваивать пространство Норильска. Елена каталась на автобусах, выбирая места для пленэра, ее уже узнавали кондукторы, интересовались: что же сегодня нового нарисовала. Ей особенно понравилось писать нашу Айку, и норильчане ее за это с радостью поощряли. Конечно, Елена оценила трудолюбие и стойкость юных норильских художников.Елена Ильянкова:— Я люблю Север во всех его проявлениях. Мне интересны были в Норильске и трубы с дымами, хоть это вредно для здоровья, но для меня как художника это интересные объекты. Север очень разный, и я его по разным ощущениям и по–разному пишу. Некоторые этюды я подарила, некоторые приобрели, часть увожу с собой в Красноярск — писать с них большие работы, возможно, получится выставка, посвященная Северу.Интересно, что профессор кафедры «Графика» Виктор Рогачев был преподавателем Елены Ильянковой в Красноярском государственном институте искусств. Он поделился с «Заполяркой»:— Я, прежде всего, профессиональный художник, а педагог уже во вторую очередь. Порой бываю с мастер–классами в художественных школах и училищах, и не только по краю. И когда вижу слабые работы самих педагогов, думаю: чему же они могут научить? А в Норильске уровень и педагогов, и детей вызвал у меня уважение. Как преподаватель института провел также три занятия по повышению квалификации, привез и кое–что из работ студентов, подарил школе. Здесь и хороший предметный фонд натюрмортный. И на практических работах все замечательно потрудились. На Севере я раньше не бывал. Этюды увожу как материал для будущей работы. Мне предлагают зимой приехать с новыми мастер–классами. Ваша художественная школа приобрела станок для печати офортов, а это моя тема в институте. Желаю норильчанам больше пленэрной практики, этого в вашем особом регионе, где так коротко лето, очень не хватает.А сверхобщительный мастер Сергей Форостовский, член правления Красноярской региональной организации ВТОО «Союз художников России», куратор и участник многочисленных российских и международных творческих проектов, несколько лет назад уже приезжал с выставкой в нашу галерею. Сейчас он много работает в Китае, но с душой откликнулся на новое предложение норильчан.Сергей Форостовский:— Самая великая радость — радость человеческого общения. Художники же люди замкнутые, но я не такой (смеется. — Прим. авт.). Для творческой работы у вас было все же немного времени, только на финише вошел в атмосферу, когда художнику удается передать взаимодействие воздуха, цвета, среды. С наскока это сразу не возьмешь. Главное — меня порадовали норильские дети, у них есть мотивация — многие готовятся к поступлению в художественные учебные заведения.
На выставке «Норильский альбом: осеннее со-творение»
Юрий Афонов:— В Норильск приехали художники, которые уже провели десятки подобных пленэров. И наши педагоги стали заметно подтягиваться. В России, в Европе пленэры сейчас очень популярны. Это общение, обмен опытом, живой формат. По результатам делаются выставки в том же Союзе художников в Красноярске, никто этюдов не чурается. Очень порадовало, что дети — участники пленэра — были очень ответственные, жадно выслушивали, советовались. Хотелось бы, чтобы и на следующий год все сложилось — Норильск должен быть написан в архитектурном отношении. Конечно, каждый художник работает в своей композиционной и цветовой манере. И очень бы хотелось, чтобы они по–своему запечатлели и современную архитектуру, и гулаговское прошлое, которое «читается» сквозь сталинскую архитектуру и строения в Старом городе. А для того чтобы все состоялось, конечно, необходима поддержка администрации.Среди участников пленэра были норильские педагоги и художники, среди которых и Наталья Мороз:— Рады, что проект базировался у нас, многое успели, но десяти дней все же маловато. Важно, что преподаватели и дети получили новые знания на мастер–классах. Ребята пробовали работать с различными материалами, в разных техниках, осваивали и простой карандаш, работали с сухой пастелью, маслом. Все было отлично организовано, хотя эта работа не всегда видна, но очень важна.Директор НДХШ Татьяна Мозговая поделилась с «Заполяркой»:— Для нас этот многогранный проект — большое событие, эффект ошеломительный. Педагоги и сами удивились, когда перед выставкой делали черновую выкладку работ: смотрите, как начинали и как закончили пленэр. Они явно увидели свой серьезный творческий рост. И у детей было ощущение полнейшего праздника. Они с большим подъемом поработали с Сергеем Форостовским в технике масляной живописи, потому что у нас в программе этого нет. Большой труд проделали и с профессором графики Виктором Рогачевым — дети упорно рисовали четыре часа, невозможно их было отвлечь даже на чай. Очень надеюсь, что проект продолжится, конечно, если будет финансирование. Есть хорошая грантовая программа «Мир новых возможностей» «Норникеля», так что будем думать над социальной составляющей. Отлично, если получится пленэр сделать традиционным и появится постоянная возможность учиться у ведущих мастеров из разных регионов у нас в школе. А 21 сентября мы открываем информационно–образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». Эта идея возникла несколько лет назад, и мы убедили руководство Русского музея, что нашим северным детям это как никому важно. Теперь дети из всех школ города смогут проходить к нам в выставочный зал на интерактивные экскурсии.Напомним и о том, что в кинотеатре «Родина» открылась выставка рисунков воспитанников Норильской детской художественной школы, победителей IV Всероссийского конкурса–пленэра в Феодосии.
Ирина Даниленко
Фото Владимира Макушкина
http://gazetazp.ru/2018/145/5/

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: