Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея

Виртуальная выставка подготовлена к 210-летию Бородинского сражения и Отечественной войны 1812 года, которые отмечаются в 2022 году. Большинство произведений демонстрировались на выставке «1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея» в Строгановском дворце в 2012 году. Материалы этого каталога были положены в основу подготовки данной виртуальной выставки.

Подробнее

Виртуальная выставка включает живописные портреты О.А.Кипренского, Ж.-Л.Монье, П.Е.Заболотского, исторические картины П.И.Бабаева, А.Д.Кившенко, И.В.Лучанинова, М.Т.Тихонова, литографии Ф.Ж.Дюпрессуара, В.Ульриха, К.Кольмана, изображающие важнейшие сражения, скульптуры В.И.Демут-Малиновского и Б.И.Орловского, миниатюры, запечатлевшие генералов и офицеров – участников Отечественной войны, знаменитую графическая серию портретов героев антинаполеоновской кампании О.А.Кипренского.

Особого расцвета в эпоху войны 1812 года достиг жанр карикатуры, представленный работами А.Г.Венецианова и И.И.Теребенева.

В Русском музее хранятся также восковые оригиналы к знаменитым барельефам Федора Толстого на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов, медали, отчеканенные по этим барельефам и гравюры, созданные Н.И.Уткиным в 1818 году. Федор Толстой также является автором ряда композиций в редкой технике силуэта.

Тема общенародной борьбы и победы над Наполеоном пронизывала все виды и жанры изобразительного искусства во время войны 1812 года и в течение многих лет после ее завершения и также нашла отражение в произведениях декоративно-прикладного искусства – мебели, изделиях из стекла и фарфора.


Все произведения

Вид искусства:

Всего: 2
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Поражение корпуса маршала Даву 5 ноября 1812 года при городе Красном
Шебуев В. К.
Поражение корпуса маршала Даву 5 ноября 1812 года при городе Красном
1812–1813
ГРМ
Русский Сцевола
Теребенев И. И.
Русский Сцевола
1812
ГРМ
Эпизоды войны

Важнейшие сражения войны с Великой армией, собранной Наполеоном со всей Европы, можно увидеть в этом разделе. Бородинская битва и Переправа через Березину, Бой при Кульме и «Битва народов» при Лейпциге – эти и другие эпохальные события изобразили В.Шебуев, В.Мошков, И.Лучанинов, М.Тихонов, С. Карделли, С.В.Федоров и И.Ф.Беггров, К.Кольман, Ф.Дюпрессуар, В.Ульрих и другие художники.

Подробнее

В апреле 1812 классу живописи портретов в Академии художеств была дана программа «представить рекрута, прощающегося со своим семейством». Начавшаяся Отечественная война изменила «прощание рекрута» на «благословение ополченца». Картина И.Лучанинова приобрела невиданную известность, многократно повторенная самим автором, копированная и гравированная в силу особой исторической актуальности трактуемой темы. 

В 1813 году выпускникам исторического класса ИАХ была дана программа «изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, с твердым и благочестивым духом шли на смерть, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново». Картина М.Тихонова «Расстрел французами русских патриотов в Москве в 1812 году» осенью того же года была удостоена второй золотой медали.

Редкие многофигурные батальные композиции, изображающие победоносные сражения союзников с наполеоновскими войсками, создал Василий Шебуев в 1812-1812 годах «по изустному описанию местоположения». 

В 1814 году был выпущен альбом «Коллекция двенадцати гравированных картин, представляющих следствия достопамятнейших побед, одержанных над неприятелем российскою армиею в 1812 году. Посвящена его императорскому величеству Александру I му. Самодержцу всероссийскому. Гравюры резцом были выполнены С. Карделли, С.В.Федоровым и И.Ф.Беггровым по рисункам Доменико Скотти.



Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Поражение корпуса маршала Даву 5 ноября 1812 года при городе Красном
Шебуев В. К.
Поражение корпуса маршала Даву 5 ноября 1812 года при городе Красном
1812–1813
ГРМ
Участники

В разделе собраны портреты тех, кто защищал Отечество в годы нашествия армии Наполеона – варианты нескольких портретов Дж.Доу из эрмитажной галереи 1812 года, миниатюры и живописные полотна, запечатлевшие генералов и офицеров – участников Отечественной войны, знаменитая графическая серия портретов героев антинаполеоновской кампании О.Кипренского, скульптура В.Демут-Малиновского «Русский Сцевола», гравюры, произведения из стекла и фарфора, украшенные портретами императора Александра I и Михаила Кутузова, «защитника» Петербурга Петра Витгенштейна и героя Бородинского сражения Петра Багратиона, атамана донских казаков Матвея Платова и «партизана» Дениса Давыдова.



Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Память о войне

Тема общенародной борьбы и победы над Наполеоном пронизывала все виды и жанры изобразительного искусства как во время войны 1812 года, так и в течение многих лет после ее завершения — во славу предков и в назидание потомкам, укрепляя дух, восхищая мужеством, бесстрашием и безграничной любовью к Отчизне.

Подробнее

В Русском музее хранятся восковые оригиналы к знаменитым барельефам Федора Толстого на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов. Как писал впоследствии сам автор: «Желая участвовать в славе соотечественников… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского». В небольших по размеру медальонах художник символически передал накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Всю эпоху – от Бородинской битвы до покорения Парижа – смог воплотить Ф.Толстой в двадцати медальонах, признанных лучшим произведением русского медальерного искусства XIX века. Барельефы стали широко известны. По ним были отлиты гипсовые слепки, отчеканены медали, созданы гравюры и тарелки. Увеличенные гипсовые повторения медальонов украсили Александровский зал в Зимнем дворце.



Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Карикатуры

Из целого ряда произведений, посвященных Отечественной войне 1812 года, русская сатирическая графика 1812–1814 годов наиболее ярко отражает дух и пафос этой поистине народной войны. Не случайно в литературе эти листы принято называть «народной картинкой» или «лубком». Но их авторами были профессиональные художники, главным образом представители классицистической, академической школы.

Подробнее

Появившись на свет в середине 1812 года, русская политическая карикатура сразу заняла свое место в интернациональном хоре антинаполеоновской сатирической графики европейских народов. И очень скоро голос России в этом хоре зазвучал едва ли не громче голоса Англии, страны, где жанр карикатуры как таковой имел уже вековую историю, а едкие антинаполеоновские листы выпускались с 1798 года. Безусловно, в формальном отношении русские художники многое восприняли от английских карикатуристов. Но было в русских «летучих листах» той военной поры что-то такое, что делало их абсолютно своеобразными и что позволяет говорить о русской сатирической графике эпохи войны 1812 года как о самобытном художественном явлении. Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 21.

Первой реакцией на агрессию Бонапарта стала политическая карикатура: начало серии комиксов положили отпечатанные в Москве по распоряжению графа, генерал-губернатора и московского главнокомандующего Ф. В. Ростопчина две картинки «Русcкий ратник Иван Гвоздила» и «Русский милицейский мужик Долбила». Листки работы неизвестного художника исполнены в духе народного лубка с его гротескным рисунком и яркой цветовой раскраской.

Расцвет политической сатиры на темы нашествия на Русь «двунадеся языков» связан, прежде всего, с творчеством Алексея Венецианова, Ивана Теребенева и Ивана Иванова. Главный герой их карикатур Наполеон («Мыльные пузыри», «Русская пляска», «Бегство Наполеона», «Проезд высокого путешественника от Варшавы с ощипанным орлом и ознобленным мамелюком») хорошо узнаваем по невысокой, плотной фигуре, форменной одежде и знаменитой «наполеоновской» треуголке, однако же, естественно, лишен всякого величия, романтической загадочности и характерных «высоких дум» на челе. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 9.

Над сатирической графикой на тему войны 1812 года работало около сорока художников. Печатавшиеся большими тиражами, их произведения предназначались самой широкой публике. В зависимости от качества раскраски оттиски имели различную стоимость: от 1 до 5 рублей за лист. Таким образом, сатирические картинки предназначались для народа, в широком смысле этого слова, хотя мало кто из простого люда мог позволить себе иметь их в доме. В основном их покупателями были представители средних и высших сословий.

Всего за 1812–1814 годы в России разными издателями было напечатано свыше 200 антинаполеоновских сатирических листов. Многие из них до сих пор остаются безымянными и отличаются между собой явно выраженными индивидуальными особенностями исполнения. И все же все эти листы, как и столь различные между собой произведения Венецианова, Теребенева и Иванова, объединяет одно очень важное качество — они посвящены русскому народу. Народу-освободителю, народу-защитнику, народу-носителю вековой мудрости. И в этом главное отличие русской антинаполеоновской карикатуры от карикатуры европейской. Все, на чем сосредоточилась английская антинаполеоновская карикатура, а вслед за ней карикатура прусская и итальянская, это высмеивание личности, поступков, политических жестов Наполеона. Русская сатирическая графика изначально исполняла другую задачу: не просто высмеять врага, а сплотить все слои русского общества в единый народ перед его лицом. Вот почему, на наш взгляд, с легкой руки первого исследователя русской гравюры Д. А. Ровинского, включившего русские сатирические листы на войну 1812 года в свой труд «Русская народная картинка», за ними прочно закрепилось звание «народной картинки 1812 года». Галина Павлова. Русская сатирическая графика 1812–1814 годов // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 23.



Всего: 1
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Русский Сцевола
Теребенев И. И.
Русский Сцевола
1812
ГРМ

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: