Собрание Е. М. Беляковой
Коллекция деревянной игрушки, поступившая в 1965 году от художника, графика и монументалиста Екатерины Михайловны Беляковой, (1892–1980) включает более 200 вещей из Сергиева Посада Московской области, города Семенова, села Федосеево, села Полховский Майдан Горьковской (Нижегородской) области. Ко времени нижегородских экспедиций Белякова прошла хорошую художественную школу. Она окончила Строгановское училище (1909–1913) и МУЖВЗ, где училась до 1917 года у Н. А. Касаткина, А. М. Корина, С. Д. Милорадовича, С. В. Малютина 1. С 1921 по 1924 год — в мастерской монументальной живописи ВХУТЕМАС у П. В. Кузнецова 2. В 1920-х годах Белякова была экспонентом «Союза художников и поэтов „Искусство — жизнь“» (или «Маковец») — одной из первых московских художественных группировок, возникших в советское время 3. Разделяя эстетическую программу общества, дававшую высокую оценку народной культуре, Белякова начинает серьезно заниматься изучением народного искусства 4. В 1918–1919 годах, находясь в Сергиевом Посаде, она работает во Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины 5. По поручению коллегии вместе с Е. Е. Штейнбах собирает коллекции для созданного в 1918 году Н. Д. Бартрамом Музея игрушки. В это время личное собрание Беляковой пополняется сергиево-посадской игрушкой из дерева и папье-маше. |
Собирательская работа сопровождалась ценными записями по истории промысла 6. Игрушки нижегородских центров поступили в коллекцию Беляковой из экспедиций 1930-х — начала 1940-х годов. Научная ценность собрания — в его полноте, которая отражает многообразие типов изделий, богатство их вариантного исполнения. Метод, отбирающий типичные и яркие художественные образцы, свидетельствует о глубокой профессиональной культуре коллекционера. Относящиеся ко времени расцвета промыслов в Полховском Майдане, Федосееве, Семенове вещи из собрания Беляковой обладают высокими художественными достоинствами. Незатейливый ассортимент детского игрушечного инвентаря, нижегородской «топорщины», остроумно сработанной с помощью ножа, топора и простейшего токарного станка, отличается конструктивной логикой, яркой образной выразительностью при минимуме художественно-технических средств. Роспись игрушек каждого центра, многообразная в стилистических проявлениях, отразила в себе изысканную графическую культуру, лежащую в основе структурной четкости традиционных элементов, складывающихся в каждом из очагов в самобытную художественную систему. И. А. Колобкова. Екатерина Михайловна Белякова // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 138-139.
1. Сорокатый В. М. Е. М. Белякова, Е. Е. Штейнбах. Игрушки Сергиева Посада // Панорама искусств-3. М., 1978. С. 52.
2. Чувашев Ю. Екатерина Михайловна Белякова из «Маковца» // Художник. 2001. № 2. С. 48.
3. «Маковец». 1922–1926: Сборник материалов по истории объединения. М., 1994.
4. Письмо П. Флоренского «В достохвальный „Маковец“» // Р. А. Флоренская и П.А.Флоренский во ВХУТЕМАСе и «Маковце»: Кат. выст. М., 1989. С. 7.
5. Равикович Д. А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР (1917–1967 гг.) // Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. М., 1970. Вып. 22. С. 11.
Белякова Е. М. Игрушечники Сергиева Посада. Рукопись. 1920 // Архив Музея игрушки.