Коллекция онлайн

 

Татьяна Алексеевна Маврина (1900–1996, Лебедева) — известная художница, лауреат Государственной премии СССР, международной премии имени Г.-Х. Андерсена. Родилась в Нижнем Новгороде в семье педагогов. После учебы во ВХУТЕМАС (1922–1929) работала в жанре станковой живописи. С 1940-х годов занялась графикой и получила широкое признание как иллюстратор сказок, детских и юношеских книг, автор альбомов с путевыми зарисовками старинных русских городов. Интерес к народному искусству являлся для Мавриной опорой в собственном творчестве. «Пока вдосталь не набродилась по московским улицам, не поездила по старым городам, не посмотрела вдосталь народное искусство в музеях, книгах, в деревнях, не нарисовалась всего всласть, я не принималась за сказки», — писала художница 1.

Вместе с мужем, художником Н. В. Кузьминым (1890–1987), с середины 1930-х годов Маврина собирала коллекцию иконописи и предметов декоративно-прикладного и народного искусства, которая в настоящее время разделена и хранится в нескольких музеях страны (Музей личных коллекций ГМИИ, ГРМ, ГТГ и других). Любовь к народному творчеству, его глубокое понимание и сопереживание определили особенности собрания: «Мы предпочитали иконы живописные, с рассказом, с „рукой мастера“, любопытной композицией, с налетом народности. Провинциальные школы, где больше вольностей…» 2.

Часть коллекции, принадлежащая ГРМ, поступила от Мавриной в 1992–1994 годах. Иконопись, литье и мелкая пластика ХIV–XIX веков пополнили собрание отдела древнерусского искусства. В отделе народного искусства хранятся уникальные городецкие прялочные донца, украшенные резьбой с инкрустацией и росписью. Они наряду с иконами занимали полноправное место в доме: «И собрались на стенах иконы и донца. Одно с другим не спорит ни в цвете, ни в манере письма…» 3 Городецкую роспись открыл для Мавриной в 1941 году загорский художник И. И. Овешков 4, который сам тесно общался и работал с волжскими кустарями. Из коллекции Мавриной поступили и две уникальные парные доски с корабельной резьбой, приобретенные, вероятно, в 1940-е годы у архитектора А. В. Щусева, с изображениями «фараона» и «фараонки». Вместе с двумя парами аналогичных памятников, хранящихся сейчас в ГИМ и Музее-заповеднике «Коломенское» (собрание П. И. Щукина) 5, они являлись частью единого когда-то декоративного ансамбля, украшавшего «казенку» (каюту капитана или лоцмана) на волжском судне. О. В. Алексеева. Татьяна Алексеевна Маврина (Лебедева) // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 140-141.

1. Цит. по: Шелудченко А. Г. «Мгновенью жизни дать значенье» // Маврина Т. Цвет ликующий. М., 2006. С. 23.
2. Маврина Т. О древнерусской живописи (Наша коллекция) // Маврина Т. Цвет ликующий. С. 315.
3. Там же.
4. Маврина Т. Лукоморье… // Цвет ликующий. С. 298.
5. Любителям русской старины. Великий меценат России Петр Иванович Щукин. К 100-летию передачи в дар Российскому Историческому музею собрания «Российских древностей П. И. Щукина». М., 2005. С. 130–131.


Все произведения
Период:

Всего: 4
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Фрагмент корабельной резьбы
Фрагмент корабельной резьбы
XVIII век
Деталь обшивки речного судна
Деталь обшивки речного судна
XIX век
Доска-фриз
Доска-фриз
XIX век
Донце прялки
Донце прялки
Вторая половина XIX века
Шедевры

Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: