Коллекция онлайн

Выражение «русский стиль», как в отношении архитектуры, так и прикладных искусств стало активно использоваться с самого начала царствования Александра III. Распространение «русского стиля» должно было служить пропаганде патриотизма и укреплению национального самосознания. С самого начала этот стиль претендовал на роль всесословного направления, одинаково пригодного для создания уникальных предметов и производства массовой продукции.

Оформление «в русском стиле» стало обязательным для официальных праздников, в числе которых первое место занимали коронационные торжества 1883 года. Национальный стиль широко использовали в оформлении меню, верноподданнических листков, в художественном решении музыкальных вечеров и маскарадов. Официальная поддержка «русского стиля» осуществлялась за счет многочисленных художественных конкурсов, которые организовывали самые разные государственные учреждения и учебные заведения.

Широкое увлечение культурой допетровской Руси привело к распространению в искусстве «боярской» темы, понимавшейся как отчасти придуманный, отчасти реконструированный по книгам Ивана Забелина быт русских царей допетровского времени. Граф Сергей Шереметев создал Общество возрождения древнерусской одежды, и представители высшей аристократии стали рядиться в боярские костюмы.

Архитектурные пристрастия Александра III, бывшего апологетом «русского стиля», сложились еще в юности, когда он, путешествуя по волжским городам, с восторгом рассматривал узорочье храмов XVII века, покрытых поливными изразцами. Настоящим апофеозом «русского стиля» стал храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Троице-Сергиевой Приморской пустыни Игнатия на месте смертельного ранения императора Александра II. Детали убранства собора не являлись буквальными копиями с древних образцов, а были творчески переработаны архитектором и получили оригинальную компоновку. В отделке фасадов и интерьеров Парланд в широких масштабах использовал художественную мозаику, исполнявшуюся по оригиналам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других известных мастеров, в творчестве которых было заметно влияние модерна.

Не терял своих позиций при Александре III и «византийский стиль», сложившийся несколько ранее. Это отчасти объяснялось продолжавшимся строительством выдержанного в этом стиле храма во имя Равноапостольного князя Владимира в Киеве. Константин Победоносцев, обер-прокурор Синода и один из главных идеологов эпохи, считал Владимирский собор главным памятником царствованию Александра III, который лично рассматривал и утверждал эскизы росписей, сделанные Виктором Васнецовым. Если «русский стиль» подчеркивал преемственность императорского Петербурга по отношению к священному московскому царству, то «византийский» по отношению к Константинополю и Киеву первой христианской столице Руси.


Все произведения
Период:

Всего: 33
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Пасхальное яйцо с изображением Апостола Павла
Императорский фарфоровый завод Россия, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо с изображением Апостола Павла
1850–1860-е
Стулья и табурет с русскими пословицами из Молельной императрицы Марии Федоровны в Александровском дворце
Неизвестная мастерская Россия, Санкт-Петербург
Стулья и табурет с русскими пословицами из Молельной императрицы Марии Федоровны в Александровском дворце
1860-е
Кресло «Дуга, топор и рукавицы»
Мастерская В. П. Шутова Россия, Санкт-Петербург
Кресло «Дуга, топор и рукавицы»
1870-1887
Пасхальное яйцо с изображением Апостола Луки
Императорский фарфоровый завод Россия, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо с изображением Апостола Луки
Последняя четверть XIX века
Пасхальное яйцо с изображением сцены Успения Пресвятой Богородицы
Императорский фарфоровый завод Россия, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо с изображением сцены Успения Пресвятой Богородицы
Последняя четверть XIX века
Ваза
Императорский стеклянный завод Россия, Санкт-Петербург
Ваза
1880-1890-е
Ваза
Императорский стеклянный завод Россия, Санкт-Петербург
Ваза
1880-1890-е
Ваза c ручками
Императорский стеклянный завод Россия, Санкт-Петербург
Ваза c ручками
1880-1890-е
Сосуд
Императорский стеклянный завод Россия, Санкт-Петербург
Сосуд
1880-1890-е
Пасхальное яйцо с вензелем императора Александра III
Императорский фарфоровый завод Россия, Санкт-Петербург
Пасхальное яйцо с вензелем императора Александра III
1881-1894
Напрестольное евангелие для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови)
Напрестольное евангелие для храма Воскресения Христова (Спаса на Крови)
1882
Меню «Обед в честь священного венчания на царство императрицы и государыни Марии Федоровны и государя императора Александра III» (обед дипломатическому корпусу). 24 мая 1883
Меню «Обед в честь священного венчания на царство императрицы и государыни Марии Федоровны и государя императора Александра III» (обед дипломатическому корпусу). 24 мая 1883
1883
Меню «Обед, данный в Александровском зале Кремлевского Дворца для Губернских предводителей дворянства и других лиц» 20 мая 1883
Меню «Обед, данный в Александровском зале Кремлевского Дворца для Губернских предводителей дворянства и других лиц» 20 мая 1883
1883
Меню «Роспись блюд стола царского. Старшинский обед обеда 21 мая, 1883»
Меню «Роспись блюд стола царского. Старшинский обед обеда 21 мая, 1883»
1883
Меню «Священное венчание Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны». Май 1883
Меню «Священное венчание Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны». Май 1883
1883
Меню «Ужин 23 мая 1883» (Ужин на балу во дворце)
Меню «Ужин 23 мая 1883» (Ужин на балу во дворце)
1883
Меню обеда в честь коронования Александра III и Марии Федоровны 20 мая 1883
Меню обеда в честь коронования Александра III и Марии Федоровны 20 мая 1883
1883
Рамка с фотопортретом Александра III
Неизвестная мастерская Россия, Санкт-Петербург
Рамка с фотопортретом Александра III
1883
Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
Подносной проект храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге
1889
Русская девушка
Русская девушка
1889
Шедевры

Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: