Золотное и жемчужное шитье
Шитье золотом и жемчугом было развито на Руси издавна. Жемчугом, камнями, золотными и серебряными нитями украшали богатые пышные одежды бояр и князей, церковные облачения, расшивали плащаницы, пелены, хоругви и другие культовые ткани. До XVIII века это искусство обитало в основном в боярских или княжеских светлицах и монастырских мастерских. В XVIII—XIX веках оно стало доступнее народу, но все же никогда не имело такого широкого распространения, как крестьянская вышивка.
Золотное и жемчужное шитье всегда было специализированным ремеслом и развивалось в определенных художественных центрах, тяготея к монастырям и небольшим купеческим городам. Им владели немногие искусные мастерицы, часто работавшие по заказам. Украшенные золотным и жемчужным шитьем вещи стоили дорого и были доступны среднему и зажиточному крестьянству, городскому мещанству и купечеству. В XIX веке настоящие золото-серебряные нити сменились позолоченной и посеребренной медью. Доступный народу мелкий речной жемчуг вытеснили сеченый перламутр и бисер. В народном быту золотным и жемчужным шитьем украшали предметы нарядной праздничной одежды. Их берегли как самую дорогую часть приданого; надевали по большим праздникам и в особо торжественных случаях; передавали по наследству.
Довольно сложную систему в золотном шитье представлял набор швов — технических приемов исполнения шитья. Каждый из них имел узорное строение и поэтичное название: „малинка“, „денежка“, „ягодка“, „в клопец“ и др. По существу же они состояли из простейших геометрических фигур: ромбов, квадратов, рядков, крестов. Плоский узор разбивался на части, каждая из которых расшивалась определенным швом. Для изменения рельефа узор местами шили „по карте“ — специально подложенному картону или бересте. Швы-узоры создавали мерцающую поверхность орнамента. Благодаря им исчезало и однообразие цвета. Золотным шитьем украшали головные уборы, платки, детали одежды. В Поволжье в XIX веке были в моде шелковые золотошвейные платки и косынки, „кафтанчики“ — стеганые ватные сборы на лямках — и теплые душегреи.
Золотное шитье обычно развивалось в тех же краях, что и жемчужное. Однако были в России и специализированные золотошвейные центры. Много веков держал в своих руках славу русского золотошвейного дела город Торжок. Расшитые золотными и серебряными нитями знаменитым кованым или литым швом торжокские сафьяновые сапоги, кожаные рукавицы, кошельки, пояса, подушки, зимние шапки и душегрейки пользовались большим спросом не только в России, но и вывозились за границу. В XIX веке Торжок и изделия казанских татар оказали влияние на распространение искусства золотного шитья в Поволжье — в Городце, Лыскове, Арзамасе и других местах. Занимались им и в северных районах — в Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях. Традиции древнерусского золотного шитья развивались в этих центрах вплоть до начала XX века. В XIX веке крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы.
Жемчуг водился во многих русских реках. Особенно богаты им были северные районы. Добывали его в России с давних пор; ценили по величине, форме, цвету. Народ складывал о жемчуге песни, рассказывал сказки и легенды. Речным жемчугом украшали головные уборы, ожерелья, нагрудные украшения и серьги.
Искусство жемчужного шитья требовало специальных навыков и мастерства. Предварительно нанесенный рисунок выстилали толстым шнуром — настилом. Жемчужины нанизывали на крепкую нить или волос. Ее выкладывали по рисунку, прикрепляя между зернами другой нитью поперечными стежками. Иногда зерна еще обшивали вокруг золотной нитью. Такой способ назывался „саженьем“ в отличие от „низания“, т. е. сквозного сплетения жемчужных ниток. Низание применялось в поднизях головных уборов спускавшихся на лоб и обрамлявших лицо. Жемчужный орнамент густо устилал поверхности в круглых уборах — всю целиком, в кокошниках — только с лица. Узоры соответствовали покрою убора, гибкие стебли подчеркивали его форму. Вокруг стебля вились пышные травы и цветы; искрились цветные розетки.
Особое место среди вышитых предметов занимают головные уборы, особенно свадебные. Девичьи уборы типа корон или повязок и женские с непременно закрытой тыльной частью тщательно украшали низанием речным жемчугом, сеченым перламутром и бисером или шитьем золото-серебряными нитями. Шитье дополняли вставками камней и цветных стекол. Головные уборы были самой драгоценной деталью народного костюма и часто служили не одному женскому поколению крестьянской семьи. Их берегли и передавали из поколения в поколение, благодаря чему сохранились экземпляры XVIII века.
Почти в каждой местности сложились свои традиционные формы, приемы и способы украшений головных уборов. Так, в Нижегородской губернии девушки носили красивые повязки, а женщины — большие серповидные кокошники; в Костроме форма кокошника похожа на стрельчатую арку. В Московской и Владимирской губерниях кокошники расшивали золотными нитями по красному бархату.