Коллекция онлайн

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Велосипедист

1913


Особый интерес к теме спорта проявляли представители так называемого кубофутуризма — художественного явления, вслед за итальянским футуризмом воспринимавшего спорт как характерный признак утверждения принципиально нового мира, динамичного, пронизанного не ведомой XIX столетию энергетикой. Ритм XX столетия выражен в работах «Велосипедист» Натальи Гончаровой и «Жокей» Марии Васильевой (ЖС-1171), а также в написанной уже в 1931 году картине Казимира Малевича «Спортсмены» (Ж-9439), где безликие, в буквальном смысле этого слова, фигуры сконструированы из чистых и звучных цветовых «супрематических» плоскостей и объемов. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 13.

В картине интерпретируется любимый мотив футуристов. Фигура едущего воспринимается как бы сквозь витринное стекло, на фоне зданий с вывесками пивной и лавок. Обрывки слов и рисунков — это то, что краем глаза видит мчащийся на большой скорости велосипедист. Своей статичностью этот фон подчеркивает динамизм движения. В то же время схематичный очерк фигуры ломкими штрихами, силуэтные повторы головы и спины, колес, руля, цепной передачи вызывают ощущение монотонности езды. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 297.

Картину «Велосипедист» принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не только в творчестве Гончаровой, но и в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. В ней действительно можно проследить наиболее типичные признаки футуризма: многократное повторение, смещение контуров фигуры, как бы запечатленной во временной и пространственной последовательности, вкрапление фрагментов уличных вывесок, что должно с максимальной реальностью передать ощущение городской суеты, шума, движения. Вместе с тем сама композиция картины тщательно выверена и уравновешена как по горизонтали, так и по вертикали, что отличает ее от классических произведений футуризма. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: