«ДраММатика» - направление в работе Центра мультимедиа, объединяющее в мультимедийном музейном пространстве театр, музыку и хореографию с уникальными возможностями современного цифрового искусства. В названии проекта зафиксирована связь между театром, музеем и мультимедиа.
Задачи «ДраММатики» - синтез визуальных и пластических форм искусства, органичное включение мультимедиа-ресурсов в сценографию спектакля, представление коллекции Русского музея в медиа-формате, создание новых исторических аллюзий и актуальных смыслов.
Проект предполагает регулярные постановки иммерсивных и классических спектаклей, драматургия которых исторически соотносится с местом показа, а основу сценографии составляют произведения из собрания Русского музея, представленные в цифровом формате. Для каждого спектакля создается уникальный цифровой контент, погружающий зрителей в эпоху, сюжет, место действия. Все театральные постановки с элементами мультимедиа и медиаарта в сценографии проходят в камерном пространстве Западного павильона Михайловского (Инженерного) замка. К участию в «ДраММатике» приглашаются театральные, хореографические и музыкальные коллективы, готовые к реализации проектов, в которых коллекция Русского музея станет полноправным участником действия. Создание спектаклей возможно также в рамках театральных фестивалей и лабораторий.
СПЕКТАКЛИ, СОЗДАННЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДРАММАТИКА»:
«Садко»
Иммерсивный спектакль-полусказка, созданный совместно с творческим объединением InsideOut. Спектакль был приурочен к проходящей в Русском музее масштабной юбилейной выставке И. Е. Репина и задуман как своеобразное «погружение» в одну из самых известных картин художника. Следуя за героями русской былины, зрители становились участниками удивительного эксперимента, перевоплощаясь в обитателей морских глубин, новгородских жителей, купцов, дружины, сопровождающей Садко в путешествии. Музейное
мультимедийное пространство, объединяющее искусство и новейшие технологии, позволило не только погрузиться в сказочную атмосферу, но и совершить путешествие по миру
современной музыки, хореографии и видео-арта.
«Sin Puntas_Без пуантов»
Спектакль был создан совместно с театром «МетАМОРфозис». Известные одноактные балеты, входившие некогда в программу «Русских сезонов» Сергея Дягилева («Послеполуденный отдых фавна», «Видение розы», «Треуголка», «Юноша и смерть» и другие), представлялись средствами фламенко, классического и народного испанского танца. Хореография совмещала традиционные мотивы и новаторские приемы. Произведения из коллекции Русского музея, включенные в формате мультимедиа в сценографии спектакля, дополняли пластику и сюжетные линии балетов.
«Частичное затмение. Малевич – мистерия»
Пластический перформанс Дома танца «Каннон Данс» «Прибавочный элемент: молчание», был вдохновлен художественным наследием супрематизма. Новые медиа, которыми грезили художники начала XX века, открыли дорогу яркому и необычному прочтению идей авангарда 1910-х - 1920-х годов. В Центре мультимедиа Русского музея соединились минималистические анимационные работы Ханса Рихтера, Викинга Эггелинга и Вальтера Рутмана, экспериментальная музыка и хореография. Зрители также увидели фрагменты реконструированного театром Стаса Намина спектакля «Победа над солнцем» - футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, поставленной в 1915 году на сцене петербургского «Луна-парка» и построенной на литературной, музыкальной и живописной алогичности.
«Шинель»
Кукольный спектакль-мистерия с элементами мультимедиа по повести Н.В.Гоголя «Шинель» был организован совместно с театром «ИнженерИя». Петербург, на фоне которого разворачивалось действие повести и спектакля, стал самостоятельным героем постановки, с особенным, противоречивым характером. Образ города помогала воссоздать сценография, основанная на произведениях Мстислава Добужинского. Михайловский (Инженерный) замок, который был виден зрителям из окна театрального зала кордегардии, и его мистические образы, представленные в цифровых окнах, создавали связь времени и пространства.
«Белые ночи»
Спектакль по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» был поставлен совместно с «Городским театром». Новое по форме представление повести развернулось в камерном пространстве исторического Западного павильона Михайловского (Инженерного) замка, где некогда началась история Кондукторской роты (работу кондуктора в XIX веке сегодня можно сопоставить с профессией военного топографа). Именно кондуктором стал некогда юный Федор Достоевский по окончании Инженерного училища. В оформлении спектакля в формате мультимедиа были представлены графические произведения Мстислава Добужинского из коллекции Русского музея.
«Железную дорогу построили, и стало удобно»
Спектакль, прошедший в рамках летнего фестиваля искусств «Точка доступа», стал одним из первых опытов российско-иранского сотрудничества в области театра. Режиссером стал Андрей Слепухин, главную роль исполнила ведущая иранская театральная актриса Рамона Шах. Названием для постановки послужила реплика одного из героев пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Железная дорога и поезд стали в спектакле символами нового времени, модернизации, призванной, казалось бы, сблизить народы и сократить расстояние между людьми. Однако новая техническая эпоха приносит новые беды. Героиня «Ран» Резы Шахбодаги теряет близких и надежду на будущее, раздавленная безжалостным локомотивом истории XX века. Мультимедиа здесь – не декорации, а порождение и продолжение сознания героев – ведь и железная дорога в спектакле символизирует модернизацию мира. Как мультимедиа позволяют нам расширить способы познания окружающей нас среды, так и возможности особого высокотехнологичного пространства Центра мультимедиа позволили авторам определить эстетическую и информативную направленность в организации восприятия спектакля.
Концерт-спектакль «Русская традиция: песенный код, цвета мелодий»
Красочное полотно традиционного музыкального фольклора и единство материальной и духовной культуры русского народа, с его мифопоэтическим видением мира, предстало перед зрителями в мультимедийно-пространственной среде, благодаря новой театральной форме – класс-концерт. В постановке принимал участие ансамбль актеров из музыкального спектакля «Птицы» театра им. Ленсовета: Александер Крымов, София Никифорова. Автором, составителем и участником концерта стала Елизавета Бородулина - певица, искусствовед, музыкант. Песни, музыка, танец, текст, народные образы соединились в спектакле в имажинистское визуальное целое, где в качестве инструментария использовались современные медиа - видео, анимация, проекция, освещение. На концерте исполнялись, в сопровождении профессиональных комментариев, свадебные и лирические напевы, включая редкий образец народной полифонии; календарные обрядовые «звуковые коды»; колыбельная; духовный стих - один из древних образцов устного музыкально-поэтического творчества; а также - детская игровая песня и припевки под инструментальные наигрыши. Сценография пространства была наполнена художественными образами из богатейшей коллекции Русского музея - от иконы и прялиц до абстрактного искусства.
«УтоПОЛИС Петербург»
В рамках «Театральной Олимпиады» Центр мультимедиа Русского музея стал отправной точкой спектакля-променада, созданного экспериментальным театром Rimini Protocoll,
известного москвичам и петербуржцам по своему проекту «Remote» — городскому флешмоб-квесту в наушниках. Спектакль «Утополис Петербург», предполагающий участие 300 зрителей, распределенных по 52 городским локациям, исследовал городскую среду и природу происходящих в ней явлений. Сценарий спектакля соотносился с контекстом организации музейного пространства в Центре мультимедиа, где соединяется реальное и воображаемое.
«Случайность»
Постановка осуществлялась совместно с «театром post». Основой пьесы, написанной молодым драматургом Екатериной Августеняк специально для постановки, стала мультимедийная фрактальная структура текста, а сам спектакль предлагал зрителю ответить на вопрос, каким образом эволюция влияет на самоидентификацию человека и как история искусства соотносится с биологическими процессами. Название спектакля являлось отсылкой к к эффекту параллелизма в эволюции — когда одинаковые признаки проявляются у разных видов практически независимо друг от друга, когда в деталях процесс кажется случайным, а в целом, при глубоком анализе, оказывается направленными и закономерными. Авторы спектакля представили свои размышления о симбиозе, миграции, мутации, горизонтальном перенос генов, но, в первую очередь, конечно, о всевозможных способах коммуникации между организмами. Зрителям предлагалось найти ответы на целый ряд вопросов. Как изучение процесса эволюции помогает человеку понять себя? Какое из качеств личности есть приобретенная и закрепленная мутация, а какое — нейтральная? Как, благодаря не зависящим от человека процессам, он меняется? Как человек сам может контролировать свою «эволюцию»?