Коллекция онлайн

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

История Русского музея

Все произведения
Период:

Всего: 65
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Император Александр III
Император Александр III
1890-е
Император Николай II
Император Николай II
Между 1910 и 1914
Именной Высочайший Указ. 14 апреля 1895 г.
Именной Высочайший Указ. 14 апреля 1895 г.
Танцевальный зал (после реконструкции - Академический зал № 14)
Танцевальный зал (после реконструкции - Академический зал № 14)
1895
Большая Парадная столовая (после реконструкции - Академический зал № 15)
Большая Парадная столовая (после реконструкции - Академический зал № 15)
1895
Положение о Русском музее Императора Александра III
Положение о Русском музее Императора Александра III
1897
Академический зал № 14
Академический зал № 14
После 1897 года
Академический зал № 15
Академический зал № 15
После 1897 года
Амвон в зале Отделения Христианских древностей
Амвон в зале Отделения Христианских древностей
1898
В зале с акварелями П. П. Соколова. Коллекция М. К. Тенишевой
В зале с акварелями П. П. Соколова. Коллекция М. К. Тенишевой
1898
Г.Г. Гагарин (1810-1893)
Г.Г. Гагарин (1810-1893)
1829
Галерея верхнего этажа Михайловского дворца
Галерея верхнего этажа Михайловского дворца
1898
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928)
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1858-1928)
1898
Князь А.Б.Лобанов-Ростовский (1824-1896), коллекционер
Князь А.Б.Лобанов-Ростовский (1824-1896), коллекционер
Конец XIX века
Медаль, отчеканенная в память учреждения и открытия Русского музея Александра III
Медаль, отчеканенная в память учреждения и открытия Русского музея Александра III
1898
На открытии музея 7 (19) марта 1898
На открытии музея 7 (19) марта 1898
1898
На открытии музея. 7 (19) марта 1898
На открытии музея. 7 (19) марта 1898
1898
Работа с рисунками в зале Отделения Христианских древностей (М. П. Боткин, М. К. Тенишева, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа)
Работа с рисунками в зале Отделения Христианских древностей (М. П. Боткин, М. К. Тенишева, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа)
1898
Форма служителей музея (зимняя)
Форма служителей музея (зимняя)
1898
Форма служителей музея (летняя)
Форма служителей музея (летняя)
1898
Шедевры

Всего: 0
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Рекомендуем

История коллекции

13 апреля 1895 года Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского музея Александра III» и предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Указ начинался словами: «Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании отечественного искусства, предуказал необходимость образования в С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния… В музее этом должна быть, прежде всего, отведена подобающая важному ея значению часть, посвященная памяти и жизни и Царственных трудах Родителя нашего. С тем вместе и впредь до составления этнографических и исторических коллекций, подлежит немедленному устройству художественный отдел Музея, долженствующий обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников, в том числе картины, приобретенные для Музея в Бозе почившим Императором.»

Управляющим Музеем предполагалось назначать одного из членов Императорского дома. Первым в этой должности был утвержден великий князь Георгий Михайлович.

После продолжительного согласования различных юридических и финансовых норм и урегулирования межведомственных отношений окончательная редакция Положения о Русском музее была подписана Николаем II 14 февраля 1897 и 26 марта была представлена правительствующему Сенату. 3 мая 1897 года был принят Указ «Об утверждении Положения о Русском музее императора Александра III». Этот документ оставался основополагающим в деятельности музея до 1917 года.

В Положении о музее отмечалось: «Музей основан в память незабвенного покровителя русского искусства, императора Александра III, имея целью соединить все, относящееся к его личности и истории его царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России». Положение о музее регулировало вопросы управления музеем, его структуру, пополнение художественных коллекций, хранение и пр.

Русский музей находился в ведении Министерства императорского двора, под главным управлением президента Академии художеств, в непосредственном заведовании Августейшего управляющего, в функции которого входили «попечение о развитии, пополнении и благоустройстве Музея», а также председательство в Совете хранителей.

«…Хранители производят все текущие дела, касающиеся вопросов о пополнении, хранении и распределении предметов собрания, приготовляют к докладу Совету все крупные и важные вопросы по этой отрасли и приводят в исполнение все намеченные, разрешенные Советом и утвержденные Августейшим управляющим задачи. – Заботятся о составлении каталогов имеющихся собраний»

В августе 1897 года был утвержден штат музея, предполагавший двух хранителей, секретаря управляющего музеем (сам Августейший управляющий назначался без содержания), одного делопроизводителя и двух канцелярских чиновников. Ежегодные расходы на их содержание, а также содержание служителей, на производство ремонтных и строительных работ, хозяйственные нужды, освещение и отопление, содержание сада и др. в целом составляли 75 тысяч рублей. На приобретение и дополнение коллекций было выделено 30 тысяч рублей.

У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой (назначенный в 1901 году на должность Товарища Управляющего Русским Музеем), А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие. Образовательный ценз сотрудника Русского музея был очень высок, поэтому кандидатура каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс. В одной из объяснительных записок к проекту Положения о музее сказано: «... при организации Музея нужно иметь в виду непременное требование, чтобы служба в таком чудном учреждении почиталась величайшей честью, и чтобы к ней стремились именно из-за чести быть причастным к музею».

Структура Музея состояла из трех отделов:

- отдел посвященный специально памяти Александра III

- художественный отдел

- этнографический и художественно-промышленный отдел

Первоначальное собрание живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства насчитывало всего около полутора тысяч произведений; коллекция христианских древностей содержала примерно 5000 экспонатов (для сравнения – на сегодняшний день коллекция Русского музея насчитывает около 450 000 экспонатов).

Из Эрмитажа и Зимнего дворца поступила практически полностью галерея картин российских живописцев, часть собрания рисунков и акварелей, скульптура. Живопись и скульптура академической школы, акварели, рисунки, гравюры и картоны были переданы Музеем Академии художеств. Полностью передала Академия и свой Музей христианских древностей, учрежденный в 1858 году и хранивший очень ценные памятники, в том числе и происходящие из Новгорода – иконы, деревянную скульптуру, древние и средневековые произведения прикладного, в основном церковного, искусства. Коллекция князя Алексея Лобанова-Ростовского (1824 – 1896), в которой наибольший интерес представляли портреты государственных деятелей России XVIII – первой половины XIX века, была приобретена императором у наследников владельца и передана в дар Русскому музею. Значительная часть крупнейшей коллекции акварелей и рисунков русских художников, собранная и систематизированная при помощи художника и искусствоведа Александра Бенуа, была подарена музею княгиней Марией Тенишевой.

И наконец, весомым вкладом стала личная коллекция императора Александра III из Царскосельского Александровского дворца (позднее поступили вещи, хранившиеся в Аничковом дворце).

Дальнейшее пополнение предполагалось посредством покупки на ассигнованные на это средства, а также в виде пожертвований. Для пополнения художественных коллекций Императорская Академия художеств должна была выбирать на выставках художественные произведения, достойные, по ее мнению, помещения в Музей. Выбор Академии утверждал Управляющий Музеем.

Приобретаемые таким образом произведения художников, находящихся в живых, подлежали помещению на 5 лет в Музей Императорской Академии художеств и только по истечению этого срока могли быть окончательно переведены в Русский музей (хотя бывали и исключения.)

Жертвуемые произведения искусства могли быть приняты в Музей лишь по одобрению их Императорской Академией художеств и с утверждения Управляющего Музеем.

Предметы, помещенные в Музей и составляющие его собственность, не могли отчуждаться или передаваться в другие учреждения за исключением дубликатов.

В июле 1897 года встал вопрос о запечатлении коллекции для изданий с целью документирования. На первом заседании Совета музея было решено: «Фотографировать сейчас же каждую входящую в Русский музей картину, вообще всякий предмет собрания». Фактически же съемки начались значительно раньше, в конце 1896 – начале 1897 года и проводились «под наблюдением приглашенного специалиста А.К. Ержемского». Известный петербургский художник с января 1897 года не только исполнял обязанности фотографа, но и стал организатором «Собственной фотографии» - «Фотографической лаборатории» музея. Благодаря его инициативе к концу 1898 года из Берлина вышлют фотографическую аппаратуру и фотографические принадлежности для изготовления качественных снимков, в том числе «больших форматов с наиболее любимых публикой картин».

Работы по реконструкции Михайловского дворца для устройства в нем музея были поручены архитектору В.Ф.Свиньину. Они обошлись в 540 000 рублей и заняли два с половиной года. 28 февраля 1898 года Комиссия произвела генеральный осмотр всех работ и нашла их «удовлетворительными и во всем согласными с целями музея». После торжественного открытия Русского музея 7 марта 1898 года В.Ф.Свиньин за труды был удостоен звания архитектора Высочайшего двора.

7 марта 1898 года, перед первыми посетителями открылись двери первого в России государственного музея национального изобразительного искусства. Первая экспозиция, представшая перед глазами посетителей в 1898 году, не носила научного, исторически обоснованного характера. Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях Александр Бенуа: «Большинство тех художественных произведений, которые составили ядро музея и которые при открытии его уже находились в его стенах, были переданы из Эрмитажа, Академии художеств и царских резиденций, но, кроме того, сюда вошли и «высочайшие приобретения», сделанные за последние пятнадцать-двадцать лет с нарочитой целью их помещения в имеющим образоваться хранилище национального искусства. К ним принадлежали исполинские картины: «Фрина» Семирадского, «Русалка» и «Поцелуйный обряд» Константина Маковского, «Грешница» Поленова, «Ермак» Сурикова. Эти картины заняли три четверти стен наибольшего просветного зала (того, где прежде был театр), и в той зале пришлось разместить несколько исключительных по своему значению или по своей привлекательности для публики произведений, как картины Репина «Садко», «Св. Николай», «Запорожцы», Васнецова «Парижские балаганы» и «Перенесение ковра» Маковского, и др. Все это составляло очень внушительное целое, и наши патриоты уже считали, что преимущество русской школы живописи здесь безусловно доказано. На самом же деле многие из этих картин вредили друг дружке, и все вместе производило впечатление чего-то пестрого и не очень утешительного».

В самом красивом зале, бывшей Белой гостиной, размещались экспонаты отдела Памяти императора Александра III. На стенах, обтянутых зеленым бархатом, были развешаны 70 серебряных блюд, на которых в разные годы приносили хлеб соль императору и императрице, там же поместили бюсты императора и императрицы работы скульптора М.М. Антокольского. В соседнем зале были представлены портреты императора Александра III и императрицы Марии Федоровны кисти художника И.Н. Крамского, а также картины, связанные с жизнью императора. Отдел просуществовал до 1917 года. Позднее, его экспонаты вошли во вновь организованный в 1918 году Историко-бытовой отдела Русского музея. Уже первым своим посетителям музей предлагал иллюстрированные каталоги и путеводитель, а также фотографии как отдельных произведений, так и «видовые».

Согласно отчету 1898 года, за 10 месяцев открытия Музея число посетителей составило 119.129 человек, число оконченных и неоконченных копий 330, число проданных каталогов 9754 экз. и фотографий 4535 шт., что давало «наглядное представление о том, насколько Русский Музей Императора Александра III охотно посещается».

Медиатека

Год создания: 2019 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 1:01:11

Лекция посвящена героическому прошлому работников садов Русского музея во время Великой Отечественной войны.

Год создания: 2018 | Лекция | Язык: русский | Продолжительность: 1:26:42

Лекция состоялась накануне 120-летия со дня открытия Русского музея и посвящена бытописанию Русского музея императора Александра III.

Год создания: 2014 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский, испанский, немецкий, китайский, итальянский | Продолжительность: 22:00

Фильм посвящен комплексу Русского музея. Русский музей – это и художественные коллекции, и миллионы посетителей – зрители грандиозного архитектурного и паркового комплекса: Михайловский дворец, Михайловский замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Летний дворец Петра, Домик Петра I, Летний сад, Михайловский сад.

Год создания: 2011 | Компьютерный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 14:16

Фильм посвящен Михаилу Петровичу Боткину, имя которого в первую очередь связано с собранной им коллекцией художественных памятников. Его коллекция собиралась в течении 50-ти лет.

Год создания: 2011 | Мультимедийный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 11:20

Фильм о знаменитой коллекции русского искусства, собранной Дмитрием и Михаилом Боткиными и переданной в Русский музей. Живописные полотна знаменитых мастеров, многочисленные рисунки, графика и гравюры сегодня составляют значительную часть коллекции музея, выставляются, хранятся в фондах.

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:47

В 1994 году известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ века.

Этот фильм посвящен постоянной экспозиции Мраморного дворца ‒ Музею Людвига ‒ единственной музейной экспозиции в России, где можно видеть классические произведения мирового современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45

Фильм о знаменитой коллекции русского искусства, собранной Дмитрием и Михаилом Боткиными и переданной в Русский музей. Живописные полотна знаменитых мастеров, многочисленные рисунки, графика и гравюры сегодня составляют значительную часть коллекции музея, выставляются, хранятся в фондах.

Год создания: 2010 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о некоторых выдающихся коллекционерах, чьи собрания вошли в состав Русского музея. 

Год создания: 2009 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:01

Художественная коллекция Александра III ‒ первый шаг на пути к осуществлению мечты императора о создании музея национального искусства России, которую воплотить в жизнь он не успел, но коллекция, собранная Александром III стала основой Русского музея. Зрители узнают об отношениях Александра III с художниками и произведениями искусства, о путях формирования коллекции и художественных увлечениях супруги императора Марии Федоровны.

Год создания: 2009 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45

Павел Петрович Свиньин – дипломат, журналист, издатель, путешественник, страстный коллекционер, но главное – создатель первого в Петербурге и в России частного публичного музея российского искусства.

Год создания: 2009 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Крупной фигурой в кругу московских собирателей середины XIX века был русский меценат, коллекционер и общественный деятель Василий Александрович Кокорев. Он, как и Третьяков, Мамонтов, Морозов, сыграл огромную роль в истории русского изобразительного искусства.

Год создания: 2008 | Мультимедийный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 15:00

Для выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой и 110-й годовщине со дня открытия Русского музея, создан мультимедийный фильм о жизни выдающегося мецената и коллекционера М. К. Тенишевой.

Год создания: 2008 | Мультимедийный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 12:00

В мультимедийном фильме представлены основные этапы формирования коллекции Русского музея в ХХ веке.

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский, английский, испанский | Продолжительность: 26:00

Фильм о древлехранилище Государственного Русского музея, где собрано раннее искусство Руси. 

Год создания: 2008 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о формировании коллекции древнерусского искусства Русского музея. Она сложилась благодаря усилиям таких коллекционеров как Н. П. Лихачев, М. П. Погодин, В. А. Прохоров, Н. В. Перцев.

Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:45

Услышав эту фамилию, многие вспоминают известного героя повести Н.В.Гоголя «Мертвые души». Но, речь в этом фильме пойдет вовсе не о нем, а о Федоре Михайловиче Плюшкине — коллекционере-собирателе XIX века. 

Год создания: 2007 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:00

Фильм посвящен Русскому музею и тем, кто своим трудом создавал его имя и коллекцию.

Жизнь Русского музея началась весной. 13 апреля 1895 года, вскоре после смерти Александра III, его сын Николай II, подписал указ «Об учреждении особого установления под названием Русский музей Императора Александра III и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом». 

Год создания: 2005 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:43

В фильме директор Русского музея рассказывает об открытом фонде скульптуры конца XIX - начала XX веков, о спектакле "Петербург Андрея Белого" в постановке А.Могучего во дворе Михайловского замка, о реставрации Строгановского дворца, открытии виртуального филиала в Московском государственном университете и выставке Русского музея "Крестьянский мир в русском искусстве" в Государственном историческом музее.

 

Год создания: 2005 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:43

Этот фильм посвящен 110 годовщине со дня основания Русского музея. Фильм рассказывает о тех событиях, которые произошли в жизни Русского музея накануне юбилея. 

Год создания: 2005 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 51:21

В 1941 году, в начале войны, художественная коллекция Государственного Русского музея была эвакуирована в город Пермь (тогда - Молотов). Здесь, в стенах Спасо-Преображенского собора, был открыт филиал Русского музея.

Год создания: 2005 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:41

В канун 60 годовщины Победы в Великой Отечественной войне вся страна готовилась к празднику. И Русский музей не исключение. Здесь была представлена выставка "Путь к Победе". На ней были показаны произведения живописи, графики, скульптуры, созданные в период с 1941 по 1945 год. 

Год создания: 2005 | Интерактивная программа | Язык: русский, английский, немецкий

Программа знакомит зрителя с коллекцией произведений искусства XX века, подаренных Петером и Ирэне Людвиг Русскому музею. Она содержит биографии художников и статьи к произведениям.

Год создания: 2004 | Мультимедийный фильм | Язык: русский | Продолжительность: 07:08

Фильм посвящен истории создания целого ряда музеев в разных городах и странах мира известными немецкими коллекционерами и меценатами Петером и Ирэне Людвиг.

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:53

В 1999 году Русский музей получил поистине бесценный дар - огромную коллекцию произведений русского искусства, собранную братьями Яковом и Иосифом Ржевскими. Она представлена в Мраморном дворце полностью и постоянно, и каждая вещь в ней достойна отдельного увлекательного рассказа. Об истории замечательной петербургской семьи, о судьбе коллекционеров и их коллекции рассказывает этот фильм.

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский, французский, итальянский | Продолжительность: 51:52

Проходя по залам музея, Вы совершите уникальное путешествие по времени, по многовековой истории России

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:51

Сегодня коллекция Государственного Русского музея насчитывает около 400 000 произведений искусства, а к моменту открытия его собрание включало всего лишь немногим более 2000 экспонатов. Основой собрания Русского музея стали произведения искусства из разных императорских, великокняжеских, государственных и частных коллекций: князя А.Лобанова-Ростовского, историка П.Н.Лихачева, купца Плюшкина и других. Среди первых были переданы музею личная коллекция Императора Александра III и собрание произведений искусства княгини Марии Тенишевой.

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Фильм рассказывает о церемонии открытия музея, которая состоялась 7(19) марта 1898 года.

Год создания: 2001 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 26:00

Павел Петрович Свиньин – дипломат, журналист, издатель, путешественник, страстный коллекционер, но главное – создатель первого в Петербурге и в России частного публичного музея российского искусства. 

Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский | Продолжительность: 25:00

По-настоящему музей возникает только тогда, когда появляется человек, способный объединить общественные устремления, высочайшую волю и усилия многих людей, взявшихся за новое дело. Таким человеком был Пётр Иванович Нерадовский – художник, ставший не только руководителем, но и одним из создателей Русского музея и его коллекции.

Год создания: 2000 | Видеофильм | Язык: русский, английский, французский, испанский, немецкий, итальянский, финский | Продолжительность: 60:00

Документальный видеофильм рассказывает об истории строительства дворца и создании коллекции русского изобразительного искусства Государственного Русского музея. Показаны лучшие полотна экспозиции.

Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: