Музей древнерусского искусства ИАХ
Музей христианских древностей Императорской Академии художеств на протяжении 40 лет являлся крупнейшим в Петербурге хранилищем памятников церковной старины. Идея его учреждения и программа пополнения фондов принадлежали вице-президенту Академии, князю Г. Г. Гагарину (1810–1893).
В 1855 году в докладной записке, поданной на имя президента Академии великой княгини Марии Николаевны, Гагарин изложил свою концепцию создания национального музея*, а в феврале 1856 года в рапорте об учреждении класса православного иконописания ходатайствовал перед академическим Советом о выделении денежных средств для приобретения «образцов византийской живописи и древнего греческого ваяния, если не все в подлинниках, то по крайней мере в копиях достойных подлинников»**. Именно в таком направлении музей и формировался на первых порах существования. Дар основателя — князя Гагарина — положил начало коллекции икон; поездки в Новгород первого хранителя музея А. М. Горностаева (1808–1862) обогатили музей предметами церковного интерьера — резным амвоном и медным паникадилом из новгородского Софийского собора (кат. ДРД-443; ДРМ-3366). <...>
В 1861 году на должность заведующего академическим музеем был принят художник-любитель В.А.Прохоров (1818–1882), при котором первоначальная концепция устройства христианского музея кардинально изменилась. Программа, составленная Прохоровым, предполагала сосредоточение в музее «памятников по всем отраслям русского искусства и быта народного», что со временем неминуемо привело к утрате целостности собрания и в конечном счете стало основной причиной его ликвидации.
В годы пребывания В. А. Прохорова на посту заведующего музеем основными источниками пополнения фондов служили не только хранилища памятников церковного искусства, находившиеся в ведении Синодального ведомства, государственные и частные коллекции древностей и редкостей. Множество бытовых предметов, рисунков и копий было привезено Прохоровым из поездок по стране, куда он ежегодно командировался Академией художеств.
В январе 1865 года для академического музея было отобрано 100 икон, хранившихся в складочной палатке на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. В их число входили вышедшие из богослужебного употребления пядничные иконы, происходившие из кремлевских Успенского и Николо-Гостунского соборов (ДРЖ-570, 728, 2189, 684). Однако наиболее крупным поступлением оказалась передача 1871 года из Мироваренной палаты Московского Кремля 6, где с 1856 года хранились древности из Оружейной палаты и два крупнейших московских частных собрания редкостей — коллекции премьер-майора П. Ф. Коробанова (1767–1851) и историка М.П.Погодина (1800–1875), в начале 1850-х годов перешедшие в собственность государства (ДРД-153–БК-2914). Прaва на владение этим богатейшим собранием добивались хранители московского Публичного и Румянцевского музеев, однако оно досталось музею Академии художеств в силу его привилегированного положения и поддержки со стороны представителей императорской фамилии. В результате энергичных действий В. А. Прохорова в Петербург было вывезено около 1700 памятников — живописных, резных и меднолитых икон, крестов, образков и складней, предметов богослужебной утвари, окладов и шитья. В числе древностей, сохранявшихся в Оружейной палате, в Академию художеств поступили уникальные произведения, связанные с царями из рода Романовых. <...>
Целесообразность дальнейшего существования музея Академии художеств была поставлена под сомнение уже в 1895 году. На период ремонта помещений музея и библиотеки все коллекции были запакованы. В 1897 году последовало решение об их перемещении в Русский музей императора Александра III. О.В.Клюканова, Н.В.Пивоварова. Музей древнерусского искусства Императорской Академии художеств — основа Отделения христианских древностей Русского музея //Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. СПб. 2014. С. 13-15.
* Дмитриев С.В. К истории развития идеи создания Российского национального музея в XIX в.: Концепция князя Г. Г. Гагарина (1855 г.) // Собор лиц / Под ред. М. Б. Пиотровского и А. А. Никоновой. СПб, 2006. С. 121–124.
** РГИА, ф. 789, оп. 2 (1856), д. 170, л. 4 об.