Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Шлиссельбургская городская библиотека

Шлиссельбург, Ленинградская область

Прогулки по Шлиссельбургу

Шлиссельбург (нем. Schlüsselburg — «ключ-город») — город в Кировском районе Ленинградской области в 55 км восточнее Санкт-Петербурга – на левом берегу Невы, в том месте, где она вытекает из Ладожского озера. Заселение этой территории началось 5 тысяч лет назад. Людей привлекало изобилие рыбы, дичи, удобные водные дороги. В конце YII-начале YIII века к коренным жителям края племенам ижора и карела присоединились славяне. Тогда же скандинавы проложили по Неве, Ладоге, другим рекам и озерам знаменитый путь «из варяг в греки», соединивший Северную Европу с Черным и Каспийским морями. Возникла контактная зона скандинавских, финских и славянских племен.

В эпоху средневековья Приневье стало ареной ожесточенной борьбы между русскими и шведами. Остров у истока Невы, названный местными жителями Ореховым, превратился в удобное место защиты торгового пути России со странами Северной Европы. В 1323 году под руководством князя Юрия Даниловича (внука Александра Невского) новгородцы построили крепость, защитившую от врага вход в Ладожское озеро и ставшую опорной базой русских войск. В 1612 году шведы взяли Орешек. Приневье на 90 лет перешло под их контроль.

В 1702 году войска Петра I вернули Нотебург (так назвали Орешек шведы) России. Царь переименовал крепость в Шлиссельбург (ключ-крепость в переводе с немецкого). 11 октября – дата успешного штурма Нотебурга, празднуется как день города.

Вновь заселенный левый берег Невы получил название Шлиссельбургский форштадт (поселение перед крепостью). Основную часть жителей составляли солдаты и офицеры гарнизона крепости и батальона Ладожского канала. Поэтому мужчин проживало значительно больше, чем женщин. Занятия жителей форштадта отразились в названиях слобод (районов) Пушкарской и Рыбацкой. В круг их обязанностей входили строительство бастионов и ремонт крепостных стен. Открытие в 1732 году Петровского (ныне Староладожского) канала оживила жизнь города. Канал стал центральной осью Шлиссельбурга, расширив круг занятий горожан. Они начали проводить по нему суда.

После посещения города в 1765 году императрицей Екатериной II его развитие ускорилось. Датчанин Лиман построил ситценабивную мануфактуру, которая превратилась в образцовое предприятие. Деревянные церкви заменили каменными архитектурными шедеврами. Кладбище из центра города перенесли на Преображенскую гору. По инициативе императрицы открылась первая школа. В ней обучались азбуке, чтению, арифметике, псалтырю (чтение молитв), катехизису (основам христианства) и письму дети разных сословий от 5 до 13 лет.

В начале XX века Шлиссельбург, окруженный водами Невы и Ладоги, напоминал Петербург своими каналами и многонациональным населением различного вероисповедания. Православные храмы уживались с костелом и двумя синагогами. Центр Шлиссельбурга украсили каменные дома разбогатевшего купечества. Его представители активно участвовали в местном самоуправлении.

Работа носила сезонный характер. В летнее время население города удваивалось: сюда на тяжелую физическую работу по проводке судов устремлялись крестьяне Петербургской и других губерний России.

Большинство горожан, особенно рабочих, недовольных социальным и экономическим неравенством, активно участвовало в революционном движении. После Февральской революции 1917 года Шлиссельбург превратился в оплот левых партий: эсеров-максималистов и анархистов, выступавших за широкую автономию областей и уездов России. Под их влиянием уездный съезд народных депутатов принял документ, провозглашающий Шлиссельбургский уезд самостоятельной автономной единицей. За эту инициативу российская печать окрестила его «Шлиссельбургской республикой». Попытка построить социализм провалилась. В городе росли пьянство и преступность. Росло влияние большевиков, которые обещали навести порядок. Их возглавлял талантливый оратор и организатор М.Н. Чекалов. Во время Октябрьского переворота красногвардейцы города участвовали в отражении наступления частей Красного – Керенского на Петроград и в подавлении там мятежа юнкеров.

Особенностью Шлиссельбурга в это время стало его пограничное положение. Граница СССР с Финляндией проходила тогда по Ладожскому озеру. Въезд разрешался только по пропускам, поэтому коренные жители составили основную массу населения. Сохранились два частных предприятия: фотография и часовая мастерская. Они выполняли заказы точно в срок и с высоким качеством. Предметом гордости шлиссельбуржцев был стадион с великолепным травяным газоном. Там находились футбольное поле, сектора для толкания ядра, прыжков в длину, в высоту, баскетбольная и волейбольная площадки, гаревая беговая дорожка. Здесь проходили многие соревнования на первенство Ленинградской области. Город утопал в зелени, был чист и ухожен. Снабжение шлиссельбуржцев продовольствием и товарами народного потребления осуществлялось значительно лучше, чем в других провинциальных городках.

В начале Великой Отечественной войны линия фронта быстро подошла к Шлиссельбургу. Части Красной армии были разбиты и оставили город без боя. 8 сентября 1941 года, захватив «город-ключ», немцы замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. 18 января 1943 года после трехдневного ожесточенного боя Шлиссельбург был освобожден и блокада прорвана. В 1944 году его переименовали в Петрокрепость под предлогом того, что Шлиссельбург – немецкое, а не русское название.

После войны в первую очередь восстанавливались промышленные предприятия, ведущим из которых стал Невский судостроительно-судоремонтный завод (НССЗ). Имея необходимые силы и средства, заводчане восстановили жилье и городское хозяйство. Впоследствии все сферы жизни горожан перевели под контроль заводской администрации. На средства предприятия возводились жилые дома, строились здания для школы и детских садов, дворец Культуры и плавательный бассейн. Петрокрепость теряла свой исторический облик. Строительство жилья и мостов через каналы нарушило их проточность и ливневую канализацию. Каналы превратились в сточные ямы. Разрушался церковный комплекс.

В результате «перестройки» в начале 90-х годов XX века в городе произошел спад промышленного производства. Многие жители лишились работы. Население сократилось на тысячу человек.

Но перемены вернули в 1992 году городу историческое название: Шлиссельбург. В Никольской церкви возобновилась церковная служба. Приводится в порядок церковный комплекс. Постепенно предприятия оправились от кризиса и научились работать в условиях рынка.

Достопримечательности Шлиссельбурга

Памятник Петру.

На пристани города Шлиссельбурга стоит памятник Петру I - копия с работы выдающегося скульптора конца XIX столетия М.М. Антакольского. Он появился на этом месте в 1957 году и является первым памятником, установленным царю при Советской власти. Царь не только сумел отвоевать невские земли у шведов, взять неприступный Нотебург, но и основать заново поселение на левом берегу Невы, дать ему, как и крепости, название Шлиссельбург («ключ-крепость»). «Этим ключом много замков было отперто», - писал впоследствии Петр. Под самым главным замком царь подразумевал просторы Балтики. Без успешного штурма крепости пробиться на ее берега было невозможно.

Петр неоднократно посещал Шлиссельбург, отмечая вместе с генералитетом годовщины победы над шведами. На безымянном острове (ныне Фабричный) для него был построен деревянный дворец. В последние годы жизни император наведывался сюда, чтобы проверить, как строится Ладожский канал. Он планировал превратить город в восточные ворота северной столицы, но не успел. Прошло почти 300 лет со дня смерти Петра, а Шлиссельбург, воссозданный по его инициативе, продолжает жить. Его канал прослужил людям более 200 лет и взят под охрану ЮНЕСКО как выдающийся памятник гидротехнического искусства.

Церковно-архитектурный комплекс.

Центром духовной жизни любого русского города в XYIII-XIX веках были церкви. Первой на Красной площади Шлиссельбурга появилась часовня Николая Чудотворца – покровителя моряков и рыбаков, которые составляли большинство населения. В конце 60-х годов XYIII столетия «усердием» петербургского купца И. Антонова вместо деревянной часовни была построена каменная «теплая» Никольская церковь, которую освятили 5 декабря 1770 года.

Рядом с часовней, которая не могла вместить всех верующих растущего посада, «своим иждивением» шлиссельбуржцы построили деревянную Благовещенскую церковь. Но она сгорела. В 1764 году на средства полковника Обелова и дворян Сибелевых на ее месте возвели одноименный каменный собор. Это типичное для русского барокко сооружение было выполнено на высоком профессиональном уровне. Колокольня со шпилем высотой 52 метра стала основной доминантой города. В 1864 году в связи с тем, что церковь посещало много верующих, ее превратили в соборную. Теперь для проведения церковных служб привлекалось несколько священников. При соборе действовало одноклассное женское училище, которое готовило «грамотных матерей».

В 30-40-е годы XIX века по проекту архитектора Г. Ершова возвели часовню, парадный фасад которой выходил на центральную Бейшлотскую улицу города. «Это прекраснейшее здание коринфского ордера украшено куполом и портиком с двумя колоннами», - писал о часовне, посвященной образу Казанской Божией Матери, автор книги о Шлиссельбурге А. Томилин.

В настоящее время в Никольской церкви и часовне проводятся церковные службы. В Благовещенском соборе идет реставрация.

Староладожский канал.

При Петре Петербург снабжался по воде. Хороших сухопутных дорог, связывающих молодую столицу с остальной Россией, не было. Для того, чтобы решить эту проблему, по указу царя Неву с Волгой соединили Вышневолоцкой системой каналов, но из-за их мелководья по ней проходили только плоскодонные «худые» суда. Попадая в Ладогу, многие из них тонули. Тогда царь затеял третью великую стройку в своей жизни (первые две – Петербург и Кронштадт). Он повелел прорыть канал вдоль Ладожского озера от Волхова до Невы длинной в 104 версты. 22 мая 1719 года Петр открыл работы, наполнив три раза тачку землей. Под руководством военного инженера Б.Х. Миниха в строительстве приняли участие семь полков солдат и казаков, а также более семи тысяч вольнонаемных работных людей. Канал был торжественно открыт весной 1732 года и назван именем Петра Великого. Это было самое большое и сложное гидротехническое сооружение в Европе. Его ширина достигала 20 метров, а глубина – 3-4 метра, что позволяло проходить всем типам грузовых и пассажирских речных судов. Уровень воды регулировался сложной системой шлюзов, водоспусков и водозаборов.

Малоневский канал.

В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком грузов. Для увеличения его пропускной способности в 1800-1806 годах было прорыто новое устье длиной в 500 метров, названное Екатерининским каналом (ныне Малоневский). Позднее, по проекту инженера С.В. Семичева через канал был перекинут разводной мост на чугунных столбах, прозванный за свою форму в народе Горбатым.

Шлюзы Староладожского и Малоневского каналов. Петровский мост.

Шлюзы Староладожского и Малоневского каналов приобрели современный вид в результате работ, проделанных в 1821-1836 годах. По проекту инженера Базена под руководством инженера Н.И. Богданова в устье Петровского канала вместо двухкамерного шлюза появился четырехкамерный.

В центре города через Петровский канал по проекту Н.И. Богданова был сооружен деревянный мост. Для того, чтобы не мешать судоходству, его сделали разводным. Ширина моста позволяла осуществлять движение повозок и пешеходов в двух направлениях. До нашего времени дошли опоры моста. Их изготовила в форме изящных колонн артель знаменитого каменотеса Самсона Суханова, создавшая колонны Казанского и Исаакиевского соборов. Она же облицевала гранитом четырехкамерные шлюзы.

Новоладожский канал.

В середине XIX столетия, в связи с необходимостью резко увеличить грузооборот для удовлетворения потребностей населения и промышленности быстро развивающегося Петербурга решили прорыть новый канал. За выполнение сложной задачи взялся бывший крестьянин-вольноотпущенник, купец Г.В. Гладин. Он уже имел опыт руководства строительством Березовского и Онежского каналов. На стройку привлекли артели землекопов из Белоруссии и центральных губерний России. Ежегодно им в помощь выделялось 2 тысячи солдат гвардейских частей. Для того, чтобы обойтись без шлюзовой системы, которая сокращала пропускную способность канала, дно от Волхова до реки Назия рыли строго горизонтально, а от Назии до Шлиссельбурга сделали уклон в 2 метра. Строительство продолжалось 6 лет. Открыл движение по каналу император Александр II, который на катере проплыл около версты. В его честь канал назвали Александровским (ныне Новоладожский). Как и по уступам Петровского канала здесь проходил бечевник. Механических двигателей речные суда тогда не имели. Их тянули лошади или бурлаки. Именно здесь выдающийся русский художник И.Е. Репин впервые увидел тяжелый труд бурлаков и у него возник замысел картины «Бурлаки на Волге».

С начала 90-х годов XX века Новоладожский канал закрыт для судоходства, т.к. современные суда могут без опаски плавать по бурной Ладоге. Его собираются использовать как один из маршрутов водного туризма.

Памятник жертвам оккупации.

8 сентября 1941 года немецкие войска захватили Шлиссельбург. Они превратили город в мощный узел обороны. Все попытки частей Красной армии в 1941 и начале 1942 годов освободить его оказались безуспешными. В оккупированном Шлиссельбурге захватчики установился жесткий режим. На улице горожане могли появляться только с 9 до 14 часов. Торговля и выход за городскую черту запрещались. Нарушителей «нового порядка» расстреливали. Жертвами оккупантов стали евреи и семьи шлиссельбуржцев, которые пытались оказать помощь раненым морякам. Паек получали только те, кто привлекался к работам. Поэтому, много жителей умерло от голода. Весной 1942 года не нужную оккупантам, но трудоспособную часть населения, угнали в Прибалтику и Германию. После освобождения Шлиссельбурга советскими частями в городе осталось только 330 человек. Памятник жертвам немецко-фашистской оккупации с именами расстрелянных установлен у здания музыкальной школы в 1988 году.

Памятник железнодорожникам.

В ходе операции «Искра», проходившей 12-30 января 1943 года, нашим войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда, пробив коридор шириной в 10-12 км. По нему за три недели проложили железную дорогу («дорога Победы»), которая дополнила «Дорогу жизни». В самом Шлиссельбурге всего за 11 дней построили два железнодорожных моста, которые держались на сваях, забитых в дно Невы. В ночь с 6 на 7 февраля по «дороге Победы» прошел в Ленинград первый состав – 40 вагонов с продовольствием и боеприпасами. Движение осуществлялось только ночью, т.к. дорога проходила всего в 5-6 км. от позиций врага и обстреливалась немецкой артиллерией с Синявинских высот. Железная дорога была однопутной, поэтому, одну ночь поезда с интервалом 3-5 минут шли с грузами в Ленинград, а в следующую - порожняком возвращались обратно. Несмотря на то, что противнику 1200 раз удавалось разрушить железнодорожное полотно, в темноте успевало проскочить 7-8 эшелонов. Бесперебойное движение обеспечивал восстановительный поезд с 45-тонным краном. На каждой станции дежурили железнодорожники, проводившие под огнем немцев восстановительные работы. В среднем за сутки погибало 20 человек. Памятник увековечил их подвиг. Они погибли не напрасно. Благодаря «дороге Победы», поток грузов в Ленинград увеличился в 4,5 раза. Это дало возможность ленинградцам накопить силы и в январе 1944 г. полностью снять блокаду.

Невский судостроительно-судоремонтный завод.

На фабричном острове, где сейчас расположены корпуса НССЗ, в 1764 году датчанин Лиман открыл ситценабивную фабрику. На ней не только изготовлялся шелк для простонародья (ситец), но и обучали навыкам ткачества русских мастеров и будущих предпринимателей из села Иваново. Здание, представленное на фотографии, было построено во второй половине XIX века по распоряжению новых владельцев мануфактуры – английского семейства Губбартов. При них предприятие оснастили новейшей техникой; для рабочих и служащих построили деревянные жилые дома. Местами отдыха и развлечений стали рабочий клуб, сад и стадион. Сформированная по инициативе англичан футбольная команда, приняла участие в первом турнире, проходившем в Петербурге. Продукция фабрики отличалась высоким качеством, за что владельцы мануфактуры получили право ставить изображение Герба России на свой товар. Деятельность фабрики прекратилась в годы Великой Отечественной войны. После освобождения Шлиссельбурга советскими войсками, ее территория и фабричные сооружения используются Невским судостроительно-судоремонтным заводом.

Главную роль в жизни Шлиссельбурга второй половины XX столетия играл Невский судостроительно-судоремонтный завод. Его рождение состоялось в 1913 г. по решению Министерства путей сообщения. Предприятие было небольшим и называлось Шлиссельбургские судоремонтные мастерские.

После революции 1917 года они были переданы в ведение Северо-западного речного пароходства. Быстрый рост производства в 20-30-е годы, связанный с развитием судоходства по Неве, Ладоге и каналам, привел к техническому перевооружению предприятия. Его работники научились выполнять ремонт любой сложности. В 1936 году приказом наркома Речного флота ремонтные мастерские получают более высокий статус судоремонтного завода II-го разряда.

В годы Великой Отечественной войны предприятие эвакуировали в Великий Устюг, где оно выпускало минометные мины, полевые кухни и ремонтировало суда для нужд фронта.

В 1944 г. судоремонтники вернулись в Шлиссельбург и приступили к восстановлению разрушенных производственных помещений. 1952 год стал важной вехой в истории предприятия. Оно приступило к судостроению. С тех пор, и до настоящего времени, здесь построено более 260 судов различного класса и назначения. В годы перестройки был спад производства, но основные мощности завода удалось сохранить. В 2003 году началась реконструкция предприятия, в которую вложили 15 млн. долларов. В настоящее время на НССЗ трудится около 1000 человек. Он выполняет заказы как российских, так и зарубежных компаний.

Памятник Савве Лукичу Рагузинскому-Владиславичу

Самый молодой памятник города - монумент сподвижнику Петра I сербу Савве Лукичу Владиславичу-Рагузинскому, выполненный сербским скульптором Лазич-Чапшей. Он установлен в 2011 году в сквере напротив Гостиного двора недалеко от монумента Императору Петру Великому, т.к. именно в Шлиссельбурге граф Апраксин представил в 1703 г. Петру I молодого серба.

Заслуги Саввы Лукича Владиславича-Рагузинского перед Россией велики. Он стал одним из организаторов внешней разведки России; занимался снабжением русской армии перед Полтавской битвой; по поручению Петра доставил из Италии скульптуры для Летнего сада; опекал русских гардемаринов, обучавшихся морским наукам в Европе; заключил Кяхтинский договор между Россией и Китаем.

Материал взят из буклета к.и.н. Щербович С.М.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: