Коллекция онлайн

1744 , Санкт-Петербург

Конфектура от настольного украшения к «Банкетному сервизу»

1841


Входит в состав сервиза, изготовленного по случаю бракосочетания великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II и принцессы Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской, будущей императрицы Марии Александровны.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Предмет был сильно загрязнен, со следами старой реставрации.

Две тарелки из трех были склеены, клей пожелтел, деструктировался и частично рассохся. Часть нижней тарелки была демонтирована и хранилась отдельно, в виде многочисленных фрагментов. У двух тарелок имелись утраты. Металлический каркас проржавел, золоченая бронза потемнела. На всей поверхности тарелок лежал толстый слой копоти и пыли. В нижней части «конфектуры», на балясине, утрата, по основанию множественные мелкие сколы.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации экспонат был демонтирован. Проведена систематизация деталей. Средняя тарелка расшита на 11 фрагментов. Нижняя демонтирована, расшита, и с учетом отдельно хранившихся осколков, предварительно собрана из 35 фрагментов. Конфектура была очищена от стойких загрязнений и следов старого клея. С металлического каркаса удалены окислы и следы коррозии.

После определения последовательности склейки, фрагменты обеих тарелок были склеены. Для того чтобы восполнить утраты на тарелках и на нижней балясине, были сняты формы. Слепки делались с сохранившихся фрагментов «конфектуры». Для получения форм использовалась точная оттискная масса, позволяющая снимать тончайший рельеф фрагментов. Утраты и сколы были восполнены, швы склейки мастикованы. Затем поверхности доделок были обработаны и подготовлены к тонировкам.

На этапе тонировок, для голубого фона тарелок, был выбран метод лессировки. Тонкий золоченый орнамент восполнялся реставрационной пастой для золочения. Более значительные утраты золоченого борта тарелок и нижней балясины «конфектуры», были выполнены методом золочения сусальным золотом. На завершающем этапе реставрации все детали предмета были монтированы.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 258.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: