Екатерина II (Подножие Ее Величества). Настольное украшение Арабескового столового и десертного сервиза
По проекту князя А.А. Вяземского, предположительно, при участии архитектора Н.А. Львова и Г.Р. Державина. 1784
- Период XVIII век
- Поделиться
Произведения Ж.-Д. Рашетта, отразившие идеи и дух львовско-державинского кружка, имеют особое значение для истории русской культуры XVIII века. Нет сомнений, что это – самые значительные творения скульптора. К ним, в первую очередь, относится настольное украшение (surtout de table) „Арабескового“ сервиза (1784), созданного на Императорском заводе и поднесенного Екатерине II.
Часть аллегорических групп, расположенных вокруг своеобразного фарфорового памятника императрице, призвана была отметить главные завоевания екатерининского царствования – присоединение к России новых земель (композиции „Крым, или Таврис, под державою Екатерины II“, „Грузия под покровительством России“), обретение могущества на море и суше („Военная сила“, „Морская сила“). Другая часть скульптурных групп символизировала добродетели, необходимые для процветания государства, – благоразумное „Правление“, „Великодушие“, „Справедливость“ и „Человеколюбие“.