Коллекция онлайн

Оклад к иконе «Богоматерь с Младенцем»

Первая четверть XVIII века


+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Оклад к иконе из стекляруса, бисера и канители, шитых по мелкозерненому холсту со вставками из тонированной фольги и цветными стеклами -сильно загрязнен, грязь забила пространство между вышивкой стеклярусом и холстом, проникла внутрь. Стеклярус изменил свой цвет. Металлические вставки из тонированной фольги в центре композиции также покрыты слоем пыли, деформированы, потрескались, фрагментарно сохранился верхний слой тонировок. Стеклянные плашки сильно загрязнены.

В центре слева нижний лепесток утрачен, внизу на трехлистнике утрачен правый лист. На нимбах святых утрачены окантовки верхних краев, остатки деформированы. Частично сохранились нити прикрепы вышивки, металлические вставки, фрагменты холста и бумаги. У Богоматери по краям утрачены вставки из фольги.

Металлическая канитель сильно потемнела, нить прикрепы ослаблена. Окантовка из металлической полосы по краям вышивки оклада во многих местах утрачена.

Холст по краям оклада сильно загрязнен, выцвел, пересушен. Многочисленные дыры от гвоздей разной конфигурации. По нижнему краю прибит к дереву гвоздями.

Комплекс проведенных мероприятий:

Оклад снят с иконы. Удалены стойкие загрязнения – копоть со стекляруса, фольги, розеток с цветными стеклами, канители, металлических плашек, с холста удалены следы олифы. Разглажены трещины и заломы на вставках из фольги, в места сквозных разрывов подведен клей и соединены края. Укреплены нити прикрепы по краям нимбов святых и окон для ликов и рук, устранена деформация на металлических вставках и сохранившейся окантовки из металлических полос по краям вышивки. С тыльной стороны удалены остатки бумаги, приклеенной к холсту мучным клейстером. Утраты холста восполнены новым холстом.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 389.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: