Ваза/Ваза «Лотос»
1940–1941
- Стекло бесцветное и цветное (коричневое), выдувание, алмазная грань. В. 26,6; диам. 12,7
- СТ-2664
Пост. в 1958 через ЭЗК ГРМ
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
В ленинградском экспериментальном цехе стекло не стало для Мухиной новым, незнакомым пластическим материалом. Скульптор начала работать с ним еще в конце 1930-х годов. В 1938–1939 годах она выполнила ряд произведений из хрусталя на старейшем стекольном заводе «Красный гигант», бывшем Николо-Бахметьевском заводе, основанном в 1764 году князем А. Д. Оболенским.
В поисках художественных форм Мухина, обращаясь к лучшим достижениям прошлого, создавала новые проекты, удовлетворявшие эстетическим вкусам 1940-х годов.
В записных книжках сохранились заметки об основных исходных принципах ее деятельности: «1. Строгость и простота. 2. Скупость. 3. Возможна пышность, но никак не перегружать»*. Мухина никогда не представляла на завод законченные проекты своих вещей, а лишь давала эскизные наброски, которые дорабатывала в материале уже в цехе, совместно с мастером-выдувальщиком. Это делалось для достижения простоты и выверенности форм.
Четкие очертания декоративных сосудов, созданных Мухиной, тяготеют к классическим образцам колоколообразной или овоидной формы. Большое значение в декоре стеклянных изделий приобретает колорит; для них характерно многообразие оттенков, акварельных полутонов, позволяющих добиваться тончайших переходов от одного цвета к другому или от темного тона к светлому. Различное художественное решение одинаковых по форме предметов делало каждое произведение уникальным. <...>
Неповторимым своеобразием отличаются вазы из серии «Лотос» (1940–1941, СТ-2662, СТ-2661, СТ-2663, СТ-2664). Выразительный силуэт вазы «Лотос» из рубинового стекла усиливается глубоким цветом. Введение в декор вертикальной узкой грани подчеркивает плавность и текучесть линий в другой аналогичной по форме вазе. Удачно найдено и сочетание гранения с красным зубчатым поясом, как бы повторяющим форму граней. Некоторые экземпляры являются двухслойными, например ваза «Лотос» из бесцветного стекла с лиловым нацветом. <...>Сетчатая резная разделка бесцветных полос на тулове напоминает алмазную грань, хотя в действительности она выполнена совершенно другим способом. Иное художественное решение имеет сосуд «Лотос» из бесцветного стекла с серым нацветом. Овоидное тулово декорировано горизонтальными бесцветными поясами, нарушающими монотонность композиции и создающими впечатление спиралевидного движения вверх. Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 33-34.
*. Рачук Е. Г. Советское цветное стекло. М., 1982. С. 6.