Коллекция онлайн

1889, Рига — 1953, Москва
Ленинградская зеркальная фабрика
Экспериментальный цех
1924 — 1997

Ваза «Астра»

1940–1941


В ленинградском экспериментальном цехе стекло не стало для Мухиной новым, незнакомым пластическим материалом. Скульптор начала работать с ним еще в конце 1930-х годов. В 1938–1939 годах она выполнила ряд произведений из хрусталя на старейшем стекольном заводе «Красный гигант», бывшем Николо-Бахметьевском заводе, основанном в 1764 году князем А. Д. Оболенским.

В поисках художественных форм Мухина, обращаясь к лучшим достижениям прошлого, создавала новые проекты, удовлетворявшие эстетическим вкусам 1940-х годов.

В записных книжках сохранились заметки об основных исходных принципах ее деятельности: «1. Строгость и простота. 2. Скупость. 3. Возможна пышность, но никак не перегружать»*. Мухина никогда не представляла на завод законченные проекты своих вещей, а лишь давала эскизные наброски, которые дорабатывала в материале уже в цехе, совместно с мастером-выдувальщиком. Это делалось для достижения простоты и выверенности форм.

Четкие очертания декоративных сосудов, созданных Мухиной, тяготеют к классическим образцам колоколообразной или овоидной формы. Большое значение в декоре стеклянных изделий приобретает колорит; для них характерно многообразие оттенков, акварельных полутонов, позволяющих добиваться тончайших переходов от одного цвета к другому или от темного тона к светлому. Различное художественное решение одинаковых по форме предметов делало каждое произведение уникальным. Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 33-34.

* Рачук Е. Г. Советское цветное стекло. М., 1982. С. 6.

В декоре стеклянных изделий использовались различные способы обработки материала; значительное место среди них занимал орнамент в виде разнообразной огранки. Ваза «Астра» (1940–1941, СТ-2672), напоминающая полураскрывшийся цветок, относится к числу лучших декоративных произведений Мухиной. Она выполнена из дымчатого стекла разной интенсивности. Густой дымчатый тон в нижней части вазы постепенно рассеивается, светлеет вверху, выявляя тонкость и прозрачность цветочных лепестков, подчеркивая выразительность формы сосуда. Ирина Попова. Произведения В. И. Мухиной в декоративно-прикладном искусстве // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 35.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: