Кукла
XIX век
- Ткань, стекло цветное, цветная фольга, бисер, картон, позумент, кружево, волос. 33,0 х 27,0
- ТК-1144
Пост. в 1938 г. из Эрмитажа-
Сведения о реставрации:
Сильнова З.М. (2013)
Кукла в праздничном народном костюме поступила в 1882 в собрание музея Императорского общества поощрения художеств от графа Г. С. Строганова. Сохранилась легенда, что кукла принадлежала дочери Петра I, будущей императрице Елизавете Петровне (Каталог музея, 1901. С. 90. Кат. 21). Однако костюм, изготовленный из подобных материалов, не мог бытовать в начале XVIII века, скорее во второй его половине, когда дорогая парча, тонкое кружево постепенно становились достоянием русского купечества и горожан. Изящная игрушка выполнена с большим мастерством. Головной убор, украшения на шейке и ручках, миниатюрные башмачки с точностью воспроизводят подлинные детали костюма жительниц Костромы конца XVIII столетия. Изображение аналогичного костюма «посадской девицы города Костромы» имеется в рукописи секунд-майора Н. Сумарокова «Краткое историческое известие о городе Костроме» 1776 (Этнографический музей, ф. 2, оп. 2, д. 78). Рисунки в рукописи точно передают орнамент ткани, форму головного убора, покрой сарафана и душегреи. Автор даже изображает обувь на каблучках и кружевной платок, зажатый в руке. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. С. 16.
Состояние сохранности до реставрации:
Сильное поверхностное загрязнение, сечения и обрывы нитей шелковых лент на одежде и кружева на рукавах. Карта головного убора сломана, черные нити вышивки, имитирующей волосы на голове частично утрачены. Шелковый платочек руинирован, сохранился фрагментарно. Сильная деформация, заломы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Проведен частичный демонтаж, удалены загрязнения. Шелковая лента продублирована на тонированный шелковый газ, кружево укреплено нитью и иглой, места утрат восполнены шелковым газом. Карта головного убора укреплена тонированной бумагой; восполнены утраты черной нити вышивки, имитирующей волосы по аналогии нитью и иглой; проведена реконструкция платочка по аналогии. Устранена деформация.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 401.