На реке
1889
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияПейзаж
- Поделиться
Этюд для картины «После дождя. Плес» (1889, ГТГ)
Покупка волжских произведений Третьяковым, успешное участие их на выставках в какой-то мере послужили стимулом для приезда Левитана в Плес летом 1889 года в сопровождении прошлогодней компании [С. П. Кувшинникова, художник А. С. Степанов]. Левитан начал работать с такой самоотдачей и вдохновением, что это пребывание в Плесе стало, пожалуй, кульминацией «волжского периода» художника. Он пишет большое количество этюдов, в которых с упоением передает лодки, избы, стволы берез… В картинах же уверенно и масштабно обобщает свои впечатления от волжских красот. Особенно наглядно это проявляется в произведении «Вечер. Золотой Плес» (1889, ГТГ).
<...>
Несколько иная техника живописи присуща другому значительному произведению 1889 года — пейзажу «После дождя. Плес» (1889, ГТГ). Благодаря пониженной линии горизонта запечатленные лодки, баржи, городские постройки акцентируют внимание зрителя на ограниченной глубине панорамы речного побережья. Диссонанс четких контуров предметов и большой площади холста с изображением серебристо-серой, бесформенной массы облачного неба помогает передать особенности состояния изменчивой погоды. Этой естественностью мотив обязан приемам пленэрной живописи, которая доверяла Левитану свои тайны во время продолжительных занятий под открытым небом. Сохранился акварельный набросок «На реке» (1889, ГРМ), подтверждающий точное следование натуре и верность первого впечатления художника. Сергей Кривонденченков. «Пейзаж, завещанный И. И. Левитаном » // Исаак Левитан. К 150-летию со дня рождения. СПб, 2009. С. 12-13.