Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Задумавшаяся Ася

1883

  • Бумага, акварель. 9,7 x 11,6
  • Р-12147

  • Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград


Исключительных успехов в академические годы Врубель добился и в акварельной живописи. Многочисленные небольшого формата этюды натурщиков и натурщиц в разнообразных красочных национальных костюмах выполнены виртуозно, без предварительного карандашного рисунка, без исправлений, радуя глаз чистотой цвета. В этой технике Врубель совершенствовался как на акварельных сеансах у Репина (1882–1883), так и самостоятельно, летом во время каникул — «зимой в ней упражняться некогда». К «внепрограммным» акварельным работам, осуществленным вне стен Академии, относится «Портрет З.А.Штукенберг», «Голова девочки», «Портрет старушки Кнорре за вязанием», акварель «Задумавшаяся Ася». 

Описание последнего из портретов, кажущегося созданным с вдохновенной легкостью и непосредственностью, свидетельствует, тем не менее, об аналитическом складе ума художника и заранее просчитанных эффектах: «Это этюд для тонких нюансов: серебро, гипс, известка, окраска и обивка мебели, платье (голубое) — нежная и тонкая гамма. Затем тело теплым и глубоким аккордом переводит к пестроте цветов и все покрывается резкой мощью синего бархата шляпы». Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 18‑19.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: