Большой дворец в Ораниенбауме
Вторая половина 1750-х
- Бумага на холсте, тушь, кисть, перо. 40,8 х 64,1 (очерчен, в свету)
- Р-1311
Пост. в 1918–1926 из собрания В. Н. Аргутинского-Долгорукова, ранее — собрание Н. С. Долгорукова, до 1894 — собрание ИАН
Уменьшенное повторение-вариант большого двухлистового рисунка (1756, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева), послужившего оригиналом для гравюры Н. Ф. Челнакова и Ф. Т. Внукова (Гр.-31782).
Загородная серия <Махаева> состояла из пяти листов. Три больших вида представляли три загородных дворца, а еще два пейзажа поменьше – павильоны в Царскосельском парке (Гр.-31861, Гр.-31858). Если дворцы в Царском Селе (Гр.-31868, Гр.-31969) и Петергофе (Гр.-3129) изображены Махаевым фронтально, так, как это было принято еще в петровское время, то ракурс дворца в Ораниенбауме (Гр.-31782) гораздо более современен. Его протяженный фасад показан сбоку, пространство стремительной диагональю прорывается в глубину. В этой пространственной диагонали и композиционной асимметрии есть определенная близость театральным рисункам Валериани. Не исключено, что итальянский ведутист сам выбрал для Махаева ракурс. Ведь, отправляясь в 1755 году в Петергоф и Ораниенбаум, Махаев, согласно приказу академической Канцелярии, должен был рисовать в тех местах, где ему укажет его наставник. Юлия Ходько. Похвала столичному городу Санкт-Петербургу // Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 13.
В декабре 1758 — январе 1759-го, когда гравюры загородной серии еще не были готовы, Махаев сделал копии собственных рисунков с изображениями дворцов в Петергофе, Царском Селе и Ораниенбауме для президента Академии наук К. Г. Разумовского. Скорее всего, лист из собрания Русского музея относится к их числу. Из-за сжатых сроков художник был вынужден трудиться над видом Ораниенбаума по ночам при помощи двух учеников, Ивана Лапкина и Ивана Скорнякова. Возможно, что недостаток времени заставил Махаева вдвое уменьшить размер изображения. В малом варианте была изменена перспектива, заново нарисован стаффаж и некоторые архитектурные детали. Рисунок был сделан в то время, когда бывший Меншиковский дворец (арх. Д.- М. Фонтана, И.-Г. Шедель) в Ораниенбауме принадлежал наследнику престола великому князю Петру Федоровичу. Петербург Михаила Махаева. СПб, 2022. С. 36.