Портрет З. Е. Прошинской
1901
- Бумага коричневая, уголь, сангина, мел. 66,9 x 46,8
- Р-13500
Пост. в 1920 от автора, Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Кустодиев, в 1903 году окончивший Академию, в 1905 году был приглашен С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа на Таврическую выставку портретов, а к началу 1910-х годов, несмотря на то, что рядом работали И. Е. Репин, В. А. Серов, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, уже являлся крупным отечественным портретистом. Как и Малявин, начав с портретных этюдов соучеников по Академии, Кустодиев вскоре создал обширный ряд изображений женщин и мужчин всех сословий предреволюционного русского общества. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 8.
Ученик Репина, Кустодиев работал в это время преимущественно в жанре портрета, создав в первые годы ХХ столетия ряд выдержанных в лирическом ключе портретов (карандашом, углем) близких ему людей – невесты Ю. Е. Прошинской (1900) и ее сестры З. Е. Розе (1901). Крупного формата, бережно фиксирующие облик модели и ее состояние, свободные в умении владеть линией, штрихом, они всецело лежат еще в русле репинской школы. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 31.
Прошинская (Розе) Зоя Евстафьевна (1881– 1916) – свояченица художника.