Примавера
1897
- Бумага, акварель, угольный карандаш, графитный карандаш. 104,8 x 57,8
- Р-14991
Пост. в 1937 от Е. И. Ге; ранее — собрание П. Н. Ге, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Авторское название неизвестно. Традиционно утвердилось „Примавера“ — по выставке „Салон“ (СПб, 1909. № 39. Этюд к Primavera) и публикации в журнале „Аполлон“ (1909. № 3. Между с. 32–33). Первые биографы Врубеля дают название акварели описательно: „Женское лицо посреди синих цветов“ (Ге), „Женщина среди цветов“ (Яремич, 1911), „Эскиз к „Утру“. Женская фигура с цветами“ (Иванов, 1912). Е. И. Гаврилова (1974) связывает акварель с работами предыдущего года: панно „Маргарита“ из триптиха „Фауст“. / Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006.С. 290.
В самом начале 1896 года состоялась встреча Врубеля с его будущей женой и музой — певицей Надеждой Забелой. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. В московскую, безмятежную пору их жизни он претворился в акварелях «Морская царевна» (1898, ГРМ, Р-14997), «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой» (1898, ГТГ, инв. 11056), «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка (1895–1896, ГРМ, Р-5858), «Примавера». Удивительно, но среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке, в современном костюме, в обычном интерьере. <…> Врубель словно живет в зачарованном мире фантазии, былины, сказки. И даже линии рисунка, движения кисти в этих акварелях приобретают напевную плавность. / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 22‑23.
Авторский вариант композиции — Абрамцево (ранее — собрание Т. В. Гельцер).