Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Гензель и Гретель. Портрет артисток Татьяны Любатович и Надежды Забелы в ролях Гензеля и Гретель в одноименной опере Э. Хумпердинка

Конец 1895 — начало 1896


Варианты портрета — ГТГ (1895, бумага, акварель, инв. Р-877); Государственный художественный музей Республики Беларусь, Минск (1896, холст, масло, РЖ-765; ранее — собрание С. П. Яремича).

Лист „Гензель и Гретель (Т. С. Любатович и Н. И. Забела в ролях одноименной оперы Э. Хумпердинка)“, существующий в нескольких вариантах, появился в связи с премьерой оперы в Панаевском театре (январь 1896) в Петербурге, во время гастролей Русской частной оперы. Актрисы запечатлены в момент молитвы. /Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 20.

Опера Гумпердинка была поставлена на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова; премьера состоялась 2 января 1896 года во время гастролей в Петербурге. На репетициях в Панаевском театре Врубель познакомился с исполнительницей роли Гретель, своей будущей женой Н. И. Забелой. Они обвенчались в Женеве 28 июля. /Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 290.

Забела-Врубель Надежда Ивановна (1868– 1913) — жена художника, оперная певица.

Любатович Татьяна Спиридоновна (1859–1913) — певица, меццо-сопрано, пела в Русской частной опере Мамонтова. Приятельница Врубеля и К. Коровина, который в начале 1890-х годов написал ее портрет в рост на фоне окна (ГРМ, Портрет Любатович). / Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 290.

Врубель словно живет в зачарованном мире фантазии, былины, сказки. И даже линии рисунка, движения кисти в этих акварелях приобретают напевную плавность. / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 23.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: