Морская царевна. Н. И. Забела-Врубель в роли царевны Волховы в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
1898
- Бумага на холсте, акварель. 160,1 x 61,5
- Р-14997
Пост. в 1903, дар княгини М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург (дар)
В самом начале 1896 года состоялась встреча Врубеля с его будущей женой и музой — певицей Надеждой Забелой. Ее одухотворенный, почти эфемерный облик с тех пор становится одним из лейтмотивов творчества художника. В московскую, безмятежную пору их жизни он претворился в акварелях «Морская царевна» (1898, ГРМ, Р-14997), «Прощание Царя Морского с Царевной Волховой», «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка (1895–1896, ГРМ, Р-5858), «Примавера» (1897, ГРМ, Р-14991). Удивительно, но среди относящихся к этому времени портретов Надежды Забелы-Врубель нет ни одного, на котором она была бы изображена в реальной обстановке, в современном костюме, в обычном интерьере. <…> Врубель словно живет в зачарованном мире фантазии, былины, сказки. И даже линии рисунка, движения кисти в этих акварелях приобретают напевную плавность. / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 22-23.
Репрезентативно решена работа «Морская царевна» — изображение певицы Надежды Забелы-Врубель в роли Волховы в опере «Садко» в костюме, созданном по эскизу Врубеля, ее мужа. Прекрасная, тоскующая царевна показана на фоне пленительного ночного пейзажа с серпом месяца у горизонта. Таинственно преображая видимое, мерцает свет на глади вод, в жемчугах убора и одежды девушки. Любимые в эпоху модерна лилово-зеленый с золотистым акцентом колорит и вертикально вытянутый формат усиливают ощущение томительной меланхолии, объявшей природу и душу героини. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12-13.
В ГТГ хранится вторая акварель на тему оперы „Садко“ — „Прощание царя морского с царевной Волховой“ (инв. 11056).
Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 290.