Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Берег моря. Мери-Хови

1889


Один из самых совершенных графических листов – „Берег моря. Мери-Хови“ (1889). Этот глубоко продуманный, основанный на длительных наблюдениях этюд с натуры (на рисунке даже указан день, когда он исполнен) предстает как самоценное, художественно завершенное произведение большой впечатляющей силы и мастерства. Лаконично, с экспрессией изображены пустынный берег и гнущиеся под ветром, резко чернеющие на фоне неба голые ветки. Ощущение ветреного холодного дня достигнуто путем образного, а не повествовательного решения сюжета. Контрасты черно-белого цвета, легкие, свободные штрихи в сочетании с растушкой рождают впечатление переносимого ветром песка, несущихся облаков, сообщают произведению живую динамику. Пейзаж, несомненно, поэтичен, но он овеян не интимной лирикой, а проникнут, скорее, эпическим дыханием. Благодаря высокому небу, большой полосе незаполненного переднего плана, не замкнутому по бокам пространству художнику удалось создать впечатление простора и шири. Глубокое знание природы неразрывно у Шишкина с взволнованным любованием ею. Легкий свет, льющийся с неба и серебрящий поверхность воды, вносит в произведение что-то просветленное и умиротворяющее. Выразительности рисунка способствуют тонкая подсветка мелом и серый тон бумаги, помогающий ощущению среды, воздуха. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша». Рисунки И.И.Шишкина из собрания Русского музея // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 29.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: