Коллекция онлайн

1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва

Мизгирь

Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Русская частная опера С. И. Мамонтова, Москва (сезон 1896–1897). 1895–1896


«Абрамцевский кружок» — собрание единомышленников, увлеченных задачей обновления русского искусства на основе национальной традиции, естественно тяготел к коллективным и синтетическим формам творчества. <...> Став активным членом кружка, Васнецов оказался вовлечен в целый ряд крупных проектов: написал большие панно для украшения правления Донецкой железной дороги, сочинил эскизы декораций и костюмов к постановке «Снегурочки» А. Н. Островского на домашней сцене у Саввы Мамонтова <...>. П. Ю. Климов. Монументальная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 61.

Популярным в то время развлечением, требующим приложения сил и фантазии, была постановка живых картин. Инициатором и первым постановщиком был друг семьи Адриан Викторович Прахов в конце 1870-х годов. Со временем эти семейные представления переросли в домашний театр. Роль режиссера вскоре взял на себя сам Савва Иванович. Актерами, постановщиками, художниками костюмов и декораций были члены семьи и друзья Мамонтовых. Е. В. Нестерова. «Нет другого художника для Снегурочки…». Театрально-декорационная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 170-171.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Как ни странно, пьеса А. Н. Островского не сразу нашла понимание и отклик у современников <...>. Поэтическая пьеса-сказка, где действуют Дед Мороз, Весна Красна, Леший, а место действия страна Берендеев, в глазах общественности не вязалась с представлением об узнаваемом, конкретном, «почвенном» российском драматурге.

Иной оказалась судьба «Весенней сказки» в молодом и энергичном мамонтовском окружении. Сначала это был любительский спектакль, сыгранный на Рождество 1882 года в семье Мамонтова. <...> В 1885 состоялась постановка оперной версии на музыку А. Н. Римского-Корсакова в Частной опере Мамонтова, где роли исполняли молодые профессиональные артисты. Мамонтовские постановки имели успех, которому во многом способствовали декорации и костюмы Васнецова. Художник, не имевший ранее необходимой практики в этой области, не скованный существующей театральной традицией, оказался особенно восприимчив к самому духу волшебной сказки, случившейся, по определению Островского, «в доисторические времена», столь притягательные и для Васнецова. Опора на народные мифы, сказания, фольклор, где органично сосуществовали реальные и фантастические персонажи, соответствие народному представлению о красоте были близки поискам живописца.

<...>

С таким вниманием к костюмам героев второго плана до сих пор в театре не выступал ни один художник. Преобладают красные, синие, белые цвета — нарядные, праздничные, то же в костюмах парней и даже чуть более скромных одеждах бедняков <...>. Е. В. Нестерова. «Нет другого художника для Снегурочки…». Театрально-декорационная живопись В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2024. С. 171-172.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: