Демон поверженный
Эскиз-вариант одноименной картины (1902, ГТГ). 1901
- Бумага, акварель, графитный карандаш, железо-галловые чернила, перо. 14,7 x 28,3 (очерчен)
- Р-2437
Пост. в 1918 из собрания Е. М. Терещенко, Петроград; ранее — собрание А. Г. Голикова
… Рубеж веков стал рубежом также и в творчестве Врубеля, к которому его вели как жизненные обстоятельства, так и неумолимая логика развития художественного дара. К этому времени относится возвращение к теме Демона. Он работает над картиной «Летящий демон», в эскизах 1901 года «нащупывает» композицию «Демона поверженного» (1902, ГТГ). В стремительных штрихах карандаша и прерывистых линиях пера чувствуются кипение мысли и напряжение руки, энергия, порыв — Aufschwung, то, что он особенно ценил в искусстве. Как мучительно шел Врубель к достижению предельной экспрессии, видно в изменении формата и самой позы Демона. Отвергая рутинные академические правила анатомии и перспективы, Врубель, как истинный художник века ХХ, творит по законам, «им самим над собою признанным». / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 23.
В 1901 году мастер нашел сюжетный мотив полотна „Демон поверженный“, создал множество эскизов карандашом и акварелью. Русскому музею принадлежит ранний из них, исполненный карандашом и пером, подцвеченный акварелью. Герой полулежит у скалы. Облокотившись о камень, он погружен в тяжкое раздумье, левой рукой безвольно держит меч (эта деталь не встречается в других эскизах). В работе пока нет трагизма и экспрессии, но формы очерчены ломким штрихом. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 22.
Варианты — ГТГ (№ 3554; Р-1155), ГМИИ (№ 2053), КМРИ (Рг-175). Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 290.