Коллекция онлайн

1862, Уфа – 1942, Москва

Воскрешение Лазаря

Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумане. 1898 - 1899


В ряде абастуманских композиций, среди которых – „Воскрешение Лазаря“, „Вход Господень в Иерусалим“, „Голгофа“ и „Моление о чаше“, – Нестеров обратился к цитированию древних образцов. Свойственные эскизам к этим работам декоративизм, плоскостная трактовка планов, подчеркнутая роль контурного рисунка, силуэта являются признаками, характеризующими стиль модерн. Абастуманские произведения, составляющие христологический цикл, могут быть отнесены к лучшему, что было сделано мастером в области церковной живописи. Павел Климов // Иисус Христос. СПб, 2000. С.  158.

Это событие описано только в Евангелии от Иоанна.
„Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий. <…> Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи, уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет“. Ин. 11, 38–44 // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 145.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: