Серафим
1904
- Бумага, графитный карандаш. 29,1 x 18,3
- Р-530
Пост. в 1913 с VIII выставки НОХ (собрание Н. И. Забелы-Врубель, жены художника, Санкт-Петербург)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Как и прежде, в позднем творчестве Врубеля в равной мере присутствовали и лирика, и патетика, смиренное «припадание» к натуре и желание воплотить возникавшие в его сознании фантастические видения: «Серафим», «Видение пророка Иезекииля» (ил. 218), «Иоанн Креститель» (1905, ГТГ). Нельзя отрицать, что в яростном хаосе штрихов, наслаивающихся друг на друга изображениях, горящем колорите, искаженной анатомии сказалось лихорадочное состояние ума художника, но их убедительность абсолютна, и, кажется, иного пластического языка для воплощения подобных экстатических образов и быть не может — как иначе «заставить формы говорить там, где они могут только рассыпаться и тлеть» (Н. Н. Пунин). / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 24.
Варианты — „Демон стоящий“ (1900; КМРИ, Рг-176); „Демон“ (местонахождение неизвестно; первоначально находился в собрании П. И. Карпова).
В литературе о Врубеле эта работа именовалась по-разному: „Ангел“, «Эскиз к „Демону“», „Набросок демона“, „Серафим“. Сомнения в том, кем является изображенный Врубелем персонаж, отражены в книге А. П. Иванова: „Возможно, что на только что упомянутом рисунке № 48 „Серафим“, а не „Демон“, которого Врубель нигде в другом месте не изображает шестикрылым. За Демона говорит экспрессия лица у стоящей фигуры. За Серафима — третья пара крыл, скрещенных у бедер“ (Иванов А. П. М. А. Врубель. Л., 1928. С. 52). В дополнение к этим соображениям следует сказать, что тема „Демона“ в творчестве Врубеля завершилась в 1902 году „Демоном поверженным“. По стилистическим особенностям лист тяготеет к более позднему времени. Над образом „Серафима“ Врубель работал в 1904–1905 годах. / Юлия Солонович // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006.С. 293.