Крещение Руси
1890 (?)
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Эскиз картона «Крещение Руси» (1890, ГТГ) для росписи над входом на хоры Владимирского собора в Киеве
Обращение Руси в христианство
В языческий период правления Владимира во время гонений погибли варяги Федор и Иоанн — одни из первых христианских мучеников на Руси. Тем временем в Киев стали все чаще приходить от соседних народов проповедники ислама, иудаизма, западного христианства. Но Владимир, согласно летописи, в 987 году принял решение о крещении «по закону греческому». В 988 году он захватил византийский город Корсунь и потребовал в жены Анну, сестру византийских императоров Василия и Константина. Те в свою очередь потребовали крещения князя в православную веру. Владимир крестился вместе со своими дружинниками и женился на Анне, заключив, таким образом, политический союз с Византией. По возвращении в Киев великий князь приказал низвергнуть языческих идолов, а затем византийские священники крестили киевлян в Днепре. Этим было положено начало христианизации Руси и ее приобщения к ценностям христианского мира. Вера Пудова.
«Крещение Руси» — одна из центральных композиций во Владимирском соборе в Киеве — храме-памятнике, посвященном 900-летию крещения Руси. К образу равноапостольного князя, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды — в многофигурных композициях «Крещение святого князя Владимира» и «Крещение Руси», а также в его иконописном образе. При торжественности и некоторой патетичности, соответствующих значительности сцен, образ Владимира оказался наделенным ярко выраженными индивидуализированными чертами. Элеонора Пастон // Программа «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». С. 40.
Показать полный текстПринимая во внимание новаторские особенности монументально-декоративных приемов художника, отметим, что важной составляющей самобытного «стиля» мастера было также привнесение «реального», «жизненного» в каноническое религиозное искусство. Не случайно А. В. Прахов, первоначально привлекший к работе «экспериментатора» М. А. Врубеля, остановил свой выбор на Васнецове. Последний старался отразить в изображениях святых эпизоды реальной истории становления русского государства. Выразительная трактовка декоративных орнаментов, старинных костюмов, просветленных ликов праведников вызывала радость и чувство сопричастности к продолжению национальных традиций. Более десяти лет Васнецов посвятил созданию почти четырехсот эскизов и картонов. После завершения работы во Владимирском соборе в 1896 году художник с глубоким удовлетворением сообщал супруге в письме: «Собор все-таки прекрасен вышел…»*. С. В. Кривонденченков. «В своем истинно национальном отразить вечное». Эволюция реалистической тенденции в творчестве В. М. Васнецова // Виктор Васнецов. СПб, 2024. С. 10.
* В. М. Васнецов — А. В. Васнецовой, 15 августа 1896 // // Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Н. А. Ярославцевой. М., 1987. С. 133.