Коллекция онлайн

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Дубки. Пейзаж

1867


Многочисленные штудийные рисунки Шишкина также представляют интерес. Их обилие говорит о страсти Шишкина переносить на бумагу отдельные природные объекты. Работая над рисунком, художник всякий раз делал открытие, изобретая прием, которым можно изобразить кору сосны или дуба, ветви с листвой, устланную мхом поверхность земли и т. д. Как в живописи можно различить вблизи только пятна и мазки, так и в штудийных рисунках Шишкина вблизи мы наблюдаем калейдоскоп хаотичных или систематизированных штрихов и коротких линий. И только при рассматривании с определенного расстояния рисунки поражают иллюзорной реальностью и убедительностью изображенных натурных объектов. При этом в них нет ничего от холодного бездушного натурализма. Портретируя предмет, Шишкин познавал его строение. И как в портрете художник запечатлевает не только модель, но и себя тоже, так и шишкинские штудии становились очеловеченными.

Ирина Верховская. Рисунки Шишкина в Русском музее // И. И. Шишкин. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб. С. 14.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: