Композиция с тремя женскими фигурами
Эскиз неосуществленной росписи плафона ресторана Казанского вокзала в Москве на тему „Присоединение Казани к России“. 1915
- Бумага, графитный карандаш. 20,1 x 26,3
- Р-57894
Пост. в 1985, дар М. Е. Мильштейн, Ленинград; ранее – собрание Г. М. Левитина, Ленинград
В начале 1910-х, как и других мирискусников, Кустодиева охватил энтузиазм монументальных поисков. В 1911 году был закончен холст «Петр Великий». Как А. Бенуа, З. Серебрякова, Н. Рерих, П. Кузнецов, в 1913 и позже он создал ряд эскизов плафонов для возведенного Щусевым Казанского вокзала в Москве. <…> В близкой <к картине «Петр Великий»> стилистике и густом насыщенном колорите с преобладанием терракотово-красных тонов, видимо, должен был быть выдержан ряд плафонов Казанского вокзала в Москве (1913). До наших дней дошли два аллегорических живописных эскиза на тему присоединения Казани к России, пышных и помпезных, как театральные представления ХVIII века. Существует еще ряд эскизов мастера на восточную тему, выполненных в 1915 году. Очерченные рамками в виде неправильных многоугольников, стилизованные в духе восточных миниатюр, они изображают то спящего янычара, то спящую одалиску на ковре-самолете и явно предназначены тоже для Казанского вокзала – «Композиция с тремя женскими фигурами». Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 25-26.