Коллекция онлайн

1837, Острогожск Воронежской губ. – 1887, Санкт-Петербург

Портрет Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

1866


Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837–1898) – художник. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 340.

<В 1861 году> на академической выставке рядом с салонными «Женскими головками», с многочисленными «сладкими» акварелями ... и ходульными портретами ... впервые появились четыре исполненных в технике соуса работы И. Крамского, на которых предстали близкие ему соученики. Эти деловые, аскетические по манере, отвечающие мировосприятию людей эпохи просветительства портреты, созданные согласно концепции Крамского на основе аналитической оценки личности с выявлением характерных, отмеченных печатью времени черт, положили начало иконографии молодой, мыслящей художественной России – представителей нового поколения, подхваченного волной революционно-демократического движения.

На протяжении шестидесятых годов Крамской исполнил свыше 30 графических портретов художников, скульпторов, архитекторов. <...> Моделям Крамского чужда рефлексия и пассивная созерцательность. Он воссоздает совершенно новый образ художника – волевого, уверенного в себе, целеустремленного. Именно в подобных портретах происходит «уяснение положительных типов русского человека», к которому призывал Салтыков-Щедрин*. Как рассказывал Репин, главным украшением общего зала Петербургской Артели художников «был большой серый холст с нашпиленными на него портретами товарищей <…> Эти портреты, в натуральную величину головы, были так превосходно нарисованы, что я не сводил с них глаз. Общий холст <…> привлекал к себе выразительными лицами молодых художников, своим разнообразием, светотенью, живописью лиц и красотой черного соуса, которым они были нарисованы»**. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 26.

* Салтыков-Щедрин М. Е. О литературе и искусстве. Избранные статьи. Рецензии. Письма. М., 1953. С. 76.

** П. П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953. С. 475. Эти портреты, как и подобные работы близких Крамскому художников (включая автопортреты), – важная типологическая разновидность портретного жанра 60-х годов.

Справа внизу: Крамской 1866


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: