Коллекция онлайн

17/29.08.1826, Петербург — 27.02/11.03.1869, Петербург

Иоанн Предтеча

Эскиз росписи купола церкви Архангела Михаила при дворце великого князя Михаила Николаевича. Начало 1860-х


Бейдеман значительную часть своей жизни посвятил религиозному искусству. Он являлся автором икон и росписей, украшавших многие храмы Петербурга и других городов России. Почти все его монументальные работы были утрачены в советский период, в том числе и созданные в церкви Ново-Михайловского дворца. К счастью, сохранилась папка эскизов образов и стенных росписей Бейдемана для разных храмов, среди которых эскиз композиции купола церкви во дворце великого князя Михаила Николаевича и восемь эскизов отдельных фигур для того же плафона. Эти акварели дают нам представление об особенностях религиозных произведений художника. В 1860-х годах Бейдеман активно работал над созданием нового стиля церковной живописи, соединяющего византийские традиции и академическое искусство того времени. Эскизы Бейдемана выделяет яркая индивидуальность в трактовке образов и колорите. Вера Пудова // Религиозный Петербург. СПб: Palace Editions. 2004. № 581, с. 325

Иоанн Предтеча (Креститель)

Сын священника Захарии и праведной Елизаветы. По материнской линии приходился родственником Иисусу Христу и родился на шесть месяцев раньше Его. И. П. избежал смерти, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме. Он вырос в пустыне, соблюдая строгую отшельническую жизнь — постился и молился; носил грубую одежду из верблюжьего волоса, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (род саранчи). В тридцать лет И. П. начал проповедь среди еврейского народа, в водах Иордана крестил Иисуса Христа. И. П. обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что царем Иродом Антипой (сын царя Ирода Великого) был посажен в темницу.

Во время царского пира Саломия, дочь Иродиады, угодила Ироду танцем и в награду испросила усеченную главу пророка. Принесенная на пиршество, глава затем была выброшена в нечистое место. Впоследствии, при разных обстоятельствах, она была троекратно обретена. Тело И. П. было погребено его учениками в городе Севастии. По преданию, евангелист Лука перенес частицу мощей И. П. — его правую руку из Севастии в Антиохию. В 959 году мусульмане захватили Антиохию, поэтому десница И. П. была перенесена из Антиохии в Xалкедон, а затем в Константинополь, где хранилась до завоевания города турками. Со времени царствования императора Павла I десница И. П. находилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце в Петербурге.

Дни празднования И. П.: 23 сентября/6 октября — зачатие, 24 июня/7 июля — рождество, 29 августа/11 сентября — усекновение главы, 7/20 января — Собор И. К. в связи с праздником Крещения, 24 февраля/8 марта — первое и второе обретение его главы, 25 мая/ 7 июня — третье обретение главы, 12/25 октября — праздник перенесения десницы с Мальты в Гатчину. // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 539.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

После Крещения Иисуса Иоанн продолжает своё пророческое служение, обличая пороки и грехи. Иоанн Креститель обличал правителя Галилеи Ирода Антипу в том, что он незаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. За это Ирод заключил святого в темницу. Во время пира в честь дня рождения Ирода дочь Иродиады Саломия (Саломея) танцевала перед гостями. В награду за танец Ирод даёт клятву: дать своей падчерице всё, что она пожелает. По наговору своей матери Иродиады, Саломея попросила дать ей голову Иоанна Крестителя и принести ее на блюде. Ирод смутился, так как боялся гнева Божия за убийство пророка, а также народного гнева, поскольку Предтеча был любим жителями Галилеи; но ради клятвы, которую он дал перед своими вельможами, Ирод выполнил желание Саломеи. Происходит Усекновение главы Иоанна Предтечи. Подробнее о празднике см. портал «Азбука веры»


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: