Коллекция онлайн

1798, Санкт-Петербург – 1877, Санкт-Петербург

Портрет В. А. Перовского

1824


А. П. Брюллов, известный архитектор, был прекрасным рисовальщиком и аквалеристом. Его графическое наследие огромно и чрезвычайно разнообразно. Он рисовал карандашом и акварелью портреты, виды, жанровые сцены. Особенно интересны для истории искусства, пожалуй, его рисунки и акварели, исполненные в Италии. Искреннее, живое увлечение не столько архитектурными памятниками этой страны, сколько природой, обыденной жизнью ее обитателей, юмор и всегда эмоциональная окраска изображений выдают романтические наклонности автора.

Перовский Василий Алексеевич (1795–1857) — внебрачный сын графа А. К. Разумовского. Участник Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны (1828). Генерал-адьютант (1833), член Государственного совета (1845), граф (1855). Брат писателя-романтика А. А. Перовского, друг поэта В. А. Жуковского. А. П. Брюллов летом 1824 проводил немало времени в обществе В. А. Перовского. Художник писал родителям о нем: «Он человек прекрасный, прямой, любит тихую жизнь и художества». О портрете В. А. Перовского, исполненном тогда же в технике акварели, А. П. Брюллов отчитывался в ОПХ. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 124.

А. П. Брюллов создал собственный тип портрета, отличный от П. Ф. Соколова, К. П. Брюллова и других художников. В его работах даже небольшого формата всегда есть парадность. Это портреты скорее на показ, чем на память. Но в несколько утрированном усилении внешней стороны жизни моделей звучат отголоски моды на романтическую позу. Изображая Перовского в полный рост на фоне гор, в изысканно-простом белом костюме, в шляпе, прикрывающей лицо, Брюллов передает не столько портретный облик модели, сколько манеру держаться, позу. «Портрет Перовского» сделан почти на десятилетие раньше аналогичных изображений в пейзаже у К. П. Брюллова. Так что акварельный портрет-картина впервые появился именно у А. П. Брюллова.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: