Портрет А. Н. Бенуа
1898
- Бумага, акварель, пастель. 64,5 х 100,3 (в свету)
- Р-26999
Пост. в 1903 от княгини М. К. Тенишевой, Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Бакст изобразил Александра Бенуа в привычной для него обстановке, в собственной мастерской. Удобно расположившись в «вольтеровском» кресле, будущий известный критик и историк искусства склонился над бумагами и всецело поглощен чтением. Приглушенная, передающая атмосферу тишины и покоя, цветовая гамма; скользящий свет, легкая «смазанность» пастели объединяют фигуру портретируемого и окружающее его пространство комнаты, в которое органично входят окутанный дымкой портрет императрицы Елизаветы Петровны в рокайльной раме, книги и рисунки, лежащие на полке. В неразрывное целое сливается мир действительный и мир искусства. Бенуа, как и Дягилева, на протяжении его долгого пути рисовали и писали многие, но обычно ограничивались этюдами и набросками. Никто из живописцев и графиков не пытался конкурировать с Бакстом, возможно, потому, что тот сказал о своем коллеге если не все, то самое главное, отразив его любознательность, жадность к новым жизненным и художественным впечатлениям, непосредственность и остроту реакции на них, гибкость ума. Даже те, кто хорошо знал Алексндра Николаевича, свои позднейшие впечатления корректировали по портретам Бакста. Разве не эта работа вызвала ассоциацию Розанова, который сравнил Бенуа с «черным жуком, завалившимся в кресло».
Александр Николаевич был душой кружка, в который входили его бывшие сокурсники по петербургской гимназии К. И. Мая: Константин Сомов, Вальтер Нувель, Евгений Лансере, Дмитрий Философов, сплоченные общим интересом к живописи, музыке и театру, идеей художественного самообразования. Оказавшийся в этом содружестве Дягилев первоначально был увлечен музыкой и театром. Но, постепенно, под влиянием Бенуа, он начал все больше и больше интересоваться изобразительным искусством. Нет ничего удивительного в том, что высококультурный петербуржец Александр Бенуа, вышедший из профессиональной художественной семьи, мог помочь найти себя молодому пермяку, принадлежащему к культурно-дилетантской семье, одаренному природой, но не «заеденному» вопросами искусства. Удивительно то, что этот краснощекий и как будто ни над чем не задумывающийся «провинциал» (и самый младший, во всех отношениях, член дружественной группы) так скоро стал во главе не только «невских пиквикианцев», но и всей художественной жизни России.
Лев Бакст создал целую галерею портретов своих друзей и единомышленников, тех, кто входил в «ближний круг» двух лидеров будущего «Мира искусства». Постоянные посетители квартиры Бенуа на Крюковом канале и Дягилева — на Фонтанке входят в наше сознание такими, какими они запечатлены художником, зорко подметившим их жесты, манеру двигаться, одеваться, курить. Е. В. Амфилохиева, Е. В. Станкевич и Н. А. Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке «Дягилев. Начало». 2009
В канун нового века наблюдается заметный качественный рывок в творчестве художника. Оставаясь верным портрету, он пробует себя в разных видах искусства и жанрах, в новых для него техниках — обращается к гравюре и плакату. <...> 1898 годом помечен лучший из портретов А. Н. Бенуа, художника, критика искусства и долгие годы близкого друга автора. Полный теплоты, он изображает модель в состоянии покоя, тихого наслаждения чтением, трактуемым как труд души, в окружении любимых произведений живописи и гравюры. С пиететом и увлеченностью написанный, мастерски сочетающий акварель и пастель, портрет убедителен по психологической характеристике молодого интеллектуала, красив и сочен по колориту. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 10.
Имя Бакста связано с двумя крупными явлениями русской художественной культуры начала XX века — «Миром искусства» и Русскими сезонами. Творческая практика Бакста, как и других мирискусников, была широкой и разносторонней. Он проявил себя выдающимся книжным графиком и театральным художником. В искусстве портрета мастер также достиг больших успехов. Портрет одного из основателей объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа — один из ранних и написан как раз в тот период, когда в Петербурге начал издаваться журнал с таким же названием.
Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург — 1960, Париж) — живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель. Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887–1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов. В 1890–1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества «Мир искусства». Член «Союза русских художников» (1903–1910), пожизненный член «Осеннего салона» в Париже. Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890–1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 — один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 — член Совета Эрмитажа. В 1918–1926 — хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана. Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ — Россия и Франция XVIII — начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе «Версальской» (1905–1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей. Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.