Портрет Е. В. Лавровой
Вариант портрета, исполненный акварелью (1890, ГТГ). 1890. 1890
- Картон, акварель, гуашь, графитный карандаш. 35 х 29,8
- Р-7807
Пост.: 1898, дар М.К.Тенишевой (Санкт-Петербург)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Важной особенностью репинской коллекции Русского музея является самое большое в мире собрание портретов кисти мастера (их свыше 80). Это тем более ценно, поскольку Репин, при всей разнообразности своих художественных интересов, был, прежде всего, портретистом, величайшим мастером этого жанра в ХIХ веке. Великолепная маэстрия акварельной техники позволила художнику воплотить, казалось бы, невыразимое очарование и нежность облика молодой женщины. Свойственный почерку Репина прерывистый, тающий контур объемов, придавая образу артистическую недосказанность, вместе с тем утверждает его реализм и правдивость, благодаря впечатлению воздушной среды, окутывающей фигуру. Тональность листа, обусловленная контрастом темно-синего с красным и золотистым, звучит приподнято и подчеркивает одухотворенность персонажа. Проницательный взгляд художника рассмотрел в юной модели сложность внутреннего мира, сосредоточенность и серьезность, определившие ее жизненный путь.
Елизавета Васильевна Лаврова (1871–1942), в первом браке Попова, во втором – Болдырева, литератор, переводчик, занималась литературной работой, сотрудничая в журнале "Детский отдых" в качестве переводчицы, была близким другом общественной деятельницы Е. Д. Стасовой.
Акварель хранится в Русском музее со дня его основания. При его торжественном открытии была в числе самых примечательных экспонатов, и перед ней, по воспоминаниям Александра Бенуа, надолго останавливался император Николай II.