Из серии «Пушкин на Кавказе»
Лист № 7. 1990–1991
- Бумага желтая, тушь, акварель, цветной карандаш, золотая и серебряная краски. 30 x 21,1
- РС-22854
Пост. в 1991 от автора
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияИллюстрация
- Поделиться
Собранию Русского музея принадлежат несколько десятков рисунков известного художника, сценариста, режиссера, кукольника, создателя знаменитого Тбилисского театра марионеток Реваза Габриадзе из серий, посвященных А. С. Пушкину — «Свободу Пушкину!», «Пушкин на Кавказе» и «Пушкин в Тифлисе».
К истории возникновения этих рисунков равно причастны два друга — художник Резо Габриадзе и писатель Андрей Битов, вдохновенно сочинявшие новые эпизоды биографии поэта. Согласно неожиданному, но точному определению Андрея Битова, «Пушкин — первый наш не выездной». <...>
Десятки листов, нарисованных Габриадзе, повествуют о том, что могло бы быть с Пушкиным, если бы ему разрешили уехать, и он бы побывал в Испании, и о том, что с ним происходило на Кавказе.
Битов пишет: «Певцом Кавказа Пушкин нам кажется бесспорным: сам первый увидел, сам первый написал. Слава автора «Кавказского пленника» преследовала его всю жизнь, долго заслоняя другие сочинения. А между тем он все еще не был на Кавказе»*.
Ни в Париж, ни в Китай Пушкина не выпускали. Даже Грузия была так же недостижима как любая «заграница». Пушкин просился на Кавказ еще в 1819 — не пустили, не пустили и после 1825. В конце концов он взял «подорожную» и уехал без высочайшего разрешения в мае 1829 года в действующую армию, в Арзрум.
<...>
«Вся эта авантюра с путешествием в Арзрум была едва ли не самой безмятежной и счастливой во всю пушкинскую жизнь», — полагал Битов**. «Но сильнее всего Пушкина манило поле боя!», желание принять участие в военных действиях. И. Габриадзе в многочисленных набросках с увлечением сочинял все новые сюжеты из жизни Пушкина на Кавказе. Рисунки пером и тушью, подобно пушкинским, оставляют впечатление сиюминутного, нечаянно оставленного следа на бумаге. Это ни что иное, как фрагменты жизни, ее стремительный поток, непредвиденное разнообразие и остановленные мгновения, которые всегда волновали художников. Наталья Козырева. «Невыездной» Пушкин // «Он победил и время и пространство...». СПб, 2024. С. 217.
*. Битов А. Грузия как заграница // Указ. соч. С. 128.
** Битов А. Грузия как заграница // Указ. соч. С. 133–135.